Рукописи не горят, любовь живёт вечно: новое дыхание великого романа Булгакова

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Рукописи не горят

Если рукописи не горят, то это кому-нибудь нужно. Великое произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" с извечными вопросами и поисками скрытых смыслов всегда будет привлекать внимание режиссёров. В Булгаковском доме режиссёр Сергей Алдонин поставил спектакль "Рукописи не горят".

Сергей Алдонин рисковал вдвойне, ставя этот спектакль. На сцене Булгаковского дома вот уже много лет идёт его же спектакль "Мастер и Маргарита" и была возможность уйти в повтор. Но режиссёр смог поставить совсем другой спектакль.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова, Коровьев - Сергей Алдонин
166A8821.jpg

Бал - Фрагмент спектакля "Рукописи не горят"

Если спектакль "Мастер и Маргарита" - это буффонада, бурлеск с импровизациями, то "Рукописи не горят" являются камерной историей, которая строго повторяет текст романа.

Воланд - Сергей Алдонин
166A7798.jpg

Диалог Иешуа и Понтия Пилата - Фрагмент спектакля "Рукописи не горят"

В постановке задействованы всего три актёра: сам Сергей Алдонин, который играет и Воланда, и Пилата, и Азазелло, и Коровьева, и доктора Стравинского, Ксения Лукьянчикова в роли Маргариты и Изнаур Орцуев - Мастер и Иешуа.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A8363.jpg

Спектакль "Рукописи не горят" - это история любви Мастера и Маргариты, их взаимоотношения и преодоление испытаний.

Коровьев - Сергей Алдонин, Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A8915.jpg

В Булгаковском доме в спектакле "Мастер и Маргарита" я видел всех Маргарит за последние несколько лет и всегда выделял Екатерину Климову как лучшую из них. Но Ксения Лукьянчикова в спектакле "Рукописи не горят" показала свою Маргариту, и должен сказать, что её прочтение роли мне очень даже понравилось. Она именно булгаковская Маргарита, со стальным характером, которая ради любви готова на многое. Она страстная, она нежная и, в то же время ей свойственно отчаяние. И как же хорош резкий переход от истерики, когда она понимает, что рукописи сожжены, а Мастер исчез, к холодной, уверенной в себе женщины. которая знает, что она найдёт своего любимого.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A8798.jpg

В той же сцене полёта, практически безумие, рождённое местью, резко сменяется слезами и материнской любовью, когда она разговаривает с проснувшимся ребёнком, рассказывая ему сказку о самой себе. Но снова, в одну секунду она становится решительной: "Невидима и свободна!"

Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A8762.jpg

А как же хорош её, полный любви и нежности, заключительный монолог, который обращён к Мастеру, где она отправляет его в то самое тихое место, где он найдёт свой покой.

Изнаур Орцуев в роли Мастера очень органичен и, пожалуй. это один из лучших Мастеров, которых я видел на сцене. Он очень сдержан, нигде не переигрывает выходя на эмоции, которые не нужны. И даже в сцене сожжения романа, он не истерит.

Мастер - Изнаур Орцуев
166A7876.jpg

В нём нет признаков душевной болезни, но есть сомнения в сделанном. Также как и в сцене допроса Пилатом Иешуа, которого Орцуев тоже играет. Он такой же спокойный, проводя линию от Иешуа к Мастеру, которая связывает их, показывая, что они одно и то же лицо.

Мастер - Изнаур Орцуев, Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A7954.jpg

Сергей Алдонин, примерив маски почти всех центральных персонажей романа, показал себя многогранным артистом. И если в роли Воланда он остаётся тем же Воландом, что и в спектакле "Мастер и Маргарита", то в роли Пилата он предстаёт, в принципе, обычным человеком, который спокойно пытается выяснить, кто же такой Иешуа на самом деле и пытается понять логику его поступков, дабы принять правильное решение в отношении его и спасти.

Понтий Пилат - Сергей Алдонин
166A8002.jpg

В ролях Азазелло и Коровьева Алдонин применяет свой фирменный алдонинский юмор, когда, например, Азазелло сначала предстаёт простоватым типом, а потом резко становящимся тем, кем он есть на самом деле. Пожалуй, промашка только в гриме Азазелло. Уж очень он похож на Олега Попова и это отметил не только я. Мне кажется, что образ надо переделать, чтобы не вызывать ассоциаций с клоуном.

Азазелло - Сергей Алдонин
166A8497.jpg

Единственным отступлением от романа является эпизодическое появление человека в маске на балу и даже Воланд не знает кто это. В моём понимании, это сама судьба, которая танцует и кружит в кроваво-красном танце Маргариту, оставляя её наедине с собой, чтобы она сама приняла решение, от которого будет зависеть судьба её и мастера.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова
166A8972.jpg

Концовка спектакля очень спокойная, та которая и должна быть, когда главные герои удаляются к месту своего вечного покоя. И монолог Алдонина как рассказчика, и монолог Маргариты выдержаны в том самом светлом спокойствии.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова, Мастер - Изнаур Орцуев, Воланд - Сергей Алдонин
166A9136.jpg

Это был генеральный прогон, и, пожалуй, я пойду на этот спектакль снова. Премьера состоится в Булгаковском доме 15 мая, в день рождения Михаила Булгакова.

Маргарита - Ксения Лукьянчикова, Мастер - Изнаур Орцуев, Воланд - Сергей Алдонин
166A9186.jpg

Фото и видео: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: