Автор отзыва:
27 декабря в Новой Третьяковке открывается выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025", которую можно смело назвать битвой советского дизайна против современного
В 1915 году в Санкт-Петербурге прошла выставка «Последней футуристической выставки 0,10», на которой был, в числе прочих, представлен "Чёрный квадрат" Казимира Малевича и Угловой контррельеф» Владимира Татлина Именно отсюда и ведёт свой отсчёт советский и российский дизайн. Наглость супрематистов и конструктивистов, которая поразила дореволюционную публику, вскоре нашла применение в советском дизайне.
В предметах быта, рекламе, агитационных листках присутствовали революционные мотивы. Острые, словно штрихи, многослойные произведения искусства напоминали о кровавой борьбе.
После Великой Отечественной войны советский дизайн приобрёл более плавную форму. Спокойная жизнь отразилась и в образцах промышленности.
Впрочем стремление к упрощённости и угловатости остаётся фирменным знаком советских дизайнеров.
Конечно, советские дизайнеры не могли пройти мимо значимых исторических событий в Советском Союзе. И, пожалуй, главным послевоенным событием XX века, как в Советском Союзе, так и во всём мире стал полёт Юрия Гагарина в космос. Сразу же стали появляться предметы быта, воспевающие этот подвиг. Пылесос "Ракета", где повторяются контуры космического корабля, стал одним из самых массовых пылесосов в СССР.
Обычный комнатный термометр тоже приобрёл черты ракеты.
А вот радиоприёмник "Космонавт" оставил в себе черты примитивного кубизма, но две ножки, на которых он располагается, напоминают сопла ракеты.
В агитационной продукции 60-70-х годов прослеживается простота, в которую заложено максимум информации. Обратите внимание, что на плакате, рекламирующем отдых именно в родном крае указаны сразу все виды отдыха: пеший туризм, велосипедные походы и речной туризм.
На плакате "Посетите СССР" в объективах фотоаппаратов можно увидеть Кремль, Медного всадника в Ленинграде, Ласточкино гнездо в Крыму, канал "Москва-Волга", Среднюю Азию, зимнюю и летнюю природу. Правда, я не представляю, для каких стран этот плакат был сделан, тем более на русском языке.
Вторым главным событием в СССР стала Олимпиада-80, за которой наблюдала вся страна и плакала вслед улетающему олимпийскому Мишке. В дизайне появляется сдержанность, но она компенсируется множеством пиктограмм. Пожалуй с этого события в одном стиле начинают делать униформу, ливреи транспорта и так далее.
Также мы видим мотоцикл "Восход" и мотороллер. При этом дизайн у них не хуже европейского. Владеть такими аппаратами мечтал каждый школьник, особенно мотоциклом.
Ну а что представляет современный российский дизайн. Увы, в сравнении с советским он уступает по всем статьям. Дёшево и сердито, так бы я назвал современный дизайн. Торжество пластика и нежелание сотворить что-то уникальное, к сожалению бич современных дизайнеров. Сляпал на скорую руку. и так сойдёт. Главное, деньги по быстрому за это получить.
Кто-то, может быть, меня раскритикует за такое мнение. Но не вижу я в современных дизайнерских поделках души. Советские вещи, они тёплые и ламповые. Они уютные. А нынешние холодные, пустые, злые.
Каждый может составить своё мнение в этой битве дизайнов разных поколений и получить для себя ответ, дизайн какого поколения лучше.
Выставка работает с 27 декабря 2024 года по 25 мая 2025 года в Западном крыле Новой Третьяковки.
Телевизор "Ленинград Т-2"
Фото: Михаил Брацило / Москультура