«Мадам Бовари» как современница всех эпох

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

В начале года один из самых интересных режиссеров современности Антон Фёдоров поставил «Мадам Бовари» для агентства «Арт-Партнёр» Леонида Робермана. Сам спектакль идет сейчас в театре «Маска», который заслуживает посещения уже за небанальное оформление и выставленные в его фойе изысканные венецианские маски.

Признаюсь сразу же: я очень жалею, что не посмотрела этот спектакль раньше – он бы наверняка вошел в мой список лучших спектаклей по итогам прошлого сезона. С другой стороны, такое впечатление, что спектакль именно теперь находится в наилучшей форме, если можно так выразиться. Актеры справились с неизбежными шероховатостями премьерных показов, обжились в своих ролях, и в то же время сами роли еще не успели им наскучить.

Написанная Гюставом Флобером «Мадам Бовари» (она же «Госпожа Бовари») – одно из самых известных произведений французской литературы, которое повлияло не только на последующие поколения французских писателей, но и на общее течение мировой литературы. Само собой, оно не раз экранизировалось и ставилось на сцене. И в этой постановке поначалу, казалось бы, канва флоберовского повествования сохранена практически полностью, при том, что она сатирически заострена и события поданы в гротескно-пародийном ключе.

Шарль Бовари (Семён Штейнберг) – врач, который в процессе лечения очередного пациента знакомится с его дочерью Эммой (Наталья Рычкова), влюбляется и делает предложение. Начинается совместная жизнь, осложняющаяся отношениями Эммы со свекровью. Последнюю играет изумительная Ольга Лапшина, которую я не так давно видела на сцене Театра Наций в роли добрейшей и нежнейшей матери Базарова. Совсем из другой породы маменька Шарля – которую, не вдаваясь в детали, можно назвать сгустком неприязни к невестке.

Эмма рожает дочь, однако семейная жизнь привлекает молодую женщину все меньше, и она начинает искать увлечений на стороне – все это тоже было у Флобера, но гораздо интереснее, как все поворачивает режиссер. Франция у него оборачивается Россией, вместо мелодраматических книжек, которые читала Эмма, фигурируют иронические детективы в узнаваемых обложках, человек, которому она должна деньги, оказывается обыкновенным бандитом, а французская речь персонажей, разговоры о Руане, реалии другого века и другой страны, похоже, были лишь иллюзией. И вовсе не случайно в какой-то момент на сцене звучит слово «шизофрения».

Если Флобер, по легенде, когда-то заявил, что «Госпожа Бовари – это я», Антон Фёдоров показывает, что мадам Бовари может быть любая, неважно, во Франции XIX века или в Москве XXI-го. К примеру, в романе разочаровавшаяся в жизни Эмма смотрит вместе с мужем оперу «Лючия де Ламмермур», в которой находит параллели со своей судьбой. В спектакле Эмма и Шарль смотрят французский фильм о мадам Бовари.

В спектакле есть момент перетекания комедии с элементами драмы в трагедию, когда уже для комедии практически не остается места, и в этих сценах, связанных с гибелью героини, Наталья Рычкова показала себя большой актрисой. Режиссер и тут придерживается версии Флобера – Эмма гибнет не из-за мелодраматических причин, а потому, что ее образ жизни оказался ей не по карману, потому, что она увлеклась и слишком много задолжала. А если бы она обращалась с деньгами более благоразумно? Могла бы она не обязательно быть счастливой, но найти какое-то приемлемое место в мире для себя? Или нет?

Спектакль полон шуток и каламбуров, многие из которых, как я полагаю, родились во время репетиций. Любовник героини Родольф (Артур Бесчастный) внешне напоминает Ван Гога, и в одной из сцен режиссер это сходство обыграл (тем более что в шизофренической картине мира Эммы Родольф может какое-то время являться и Ван Гогом). Роль аптекаря (в разных вариантах перевода он назван Омэ, Оме или даже Гомэ) играет актер-фейерверк Алексей Чернышёв, который делает эту фигуру одновременно гротескной и страшной. Другой актер-фейерверк Сергей Шайдаков играет несколько ролей, перевоплощаясь с кажущейся умопомрачительной легкостью. И на фоне таких сильных партнеров Семёну Штейнбергу в роли, в сущности, ничем не примечательного, обыкновенного человека удалось создать точный и запоминающийся образ - крайне сложная задача, с которой он блестяще справился.

Спектакль не рекомендуется смотреть тем, кто категорически не приемлет на сцене матерные слова (ситуативно они используются героями) и тем, что считает, что героиня Флобера заслужила лишь инсценировки в строго классическом академическом стиле.

Кроме того, при покупке билетов стоит учитывать, что из самых первых и самых последних мест первых двух-трех рядов партера обзор сцены будет хуже, а «Мадам Бовари» из тех спектаклей, где нюансы лучше видеть хорошо, как и тонкости игры всех актеров.

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: