Автор отзыва:
«Обыкновенное чудо» — пьеса Евгения Шварца, которая была в советское время дважды экранизирована. Первая экранизация по большому счету оказалась забыта, несмотря на то, что режиссером выступил ученик Мейерхольда Эраст Гарин и роль Медведя играл тогдашняя звезда Олег Видов. Зато вторая, режиссером которой выступил Марк Захаров, стала культовой и в силу своей популярности превратилась в своеобразный эталон, с которым так или иначе сравниваются все последующие постановки пьесы.
Как это часто бывает с удачными киновоплощениями, фильм заслонил и саму пьесу, и ее создателя, а песни из фильма (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима) создали иллюзию, что являются неотъемлемой частью авторского мира и что они, так сказать, существовали всегда.
14 лет назад режиссер Иван Поповски поставил «Обыкновенное чудо» как мюзикл, причем авторы музыки и стихов к фильму Захарова написали более 20 новых песен в дополнение к уже существующим. А в прошлом сезоне режиссер вновь обратился к пьесе Шварца, создав спектакль в театре им. Вахтангова.
Новая постановка «Обыкновенного чуда» не является мюзиклом, но от любимого многими фильма в ней остались три песни (а также еще одна, которая в версии Захарова отсутствует). По большому счету на этом сходство с фильмом заканчивается, потому что Иван Поповски перенес события в принципиально иную плоскость. Оттолкнувшись от слов Хозяина в пьесе Шварца, что тот бессмертен, а жена его смертна и однажды Хозяину (который также является волшебником) придется ее потерять, Иван Поповски подвел события к этой точке и сделал ее отправной.
Жена волшебника (Яна Соболевская) находится в больнице, и дни ее, судя по всему, сочтены. В отчаянной попытке отвлечь ее муж (Леонид Бичевин) создает из подручных средств целый сказочный мир, в котором разыгрывается драма медведя (Эюб Фараджев), ставшего человеком, и принцессы (Полина Рафеева), дочери несносного тирана-короля (Артур Иванов).
Когда человек находится в отчаянии, он допускает промахи, и очень изящно показано, что сказочный мир волшебника противоречив и внешне, и внутренне. Тут и небрежные картонные деревья из кусков упаковки мороженого, которую рвет волшебник, и рядом с ними — неправдоподобно яркие наряды и фантастические парики сказочных героев, которые порой чем-то напоминают наброски персонажей комедии дель арте кисти Константина Сомова или эскизы Александра Бенуа. Возникающие на сцене сугробы словно вырезаны из бумаги и увеличены, а белые плоские медведи будто позаимствованы из конфетного фантика.
История принцессы и медведя в спектакле основана на моментах собственной истории волшебника и его жены, но сказка развивается не в том направлении, как хотелось бы ее удрученному создателю. И когда жена дает понять, что сказка ей не нравится, волшебник понимает это как свое поражение. Выдуманный им яркий мир теряет краски. Второй акт, в противоположность красочному первому, решен в серо-черных тонах, и впервые в нем появляется собственной персоной сама смерть. Ее явление мимолетно, но даже несмотря на то, что сказочные герои найдут в себе силы противостоять ей, сказка останется сказкой, а жизнь — жизнью, предел которой кладет черная река смерти (предполагаю, что это мифологический Стикс).
Иван Поповски поставил тонкий, поэтичный спектакль, не лишенный светлой грусти. Это не представление для детей и не музыкальная сказочная комедия. Герой Леонида Бичевина говорит, что создал «утешительный сон», и, вероятно, эти слова из текста Евгения Шварца точнее всего передают суть происходящего.
Замечательны костюмы и сценография Марии Трегубовой. В постановке задействованы два актерских состава. Блистательный Артур Иванов изображает своего короля этаким обаятельным и где-то даже простодушным самодержцем, а эпизод, когда он из рукава достает корону, сам по себе маленький шедевр. Леониду Бичевину досталась сложная задача — порывистостью и горячностью напоминать вариант самого себя в сказочном мире (Медведя, которого играет Эюб Фараджев), и он прекрасно с ней справился. Его волшебник — возможно, даже больше человек, чем собственно волшебник и создатель сказочных миров, а героиня Яны Соболевской именно такая, какая должна быть вдохновительница этих миров. Когда она говорит о героях Полины Рафеевой и Эюба Фараджева «дети», в этом нет театральной натяжки: Принцесса действительно ребенок, то капризный, то не по возрасту мудрый, как и ее избранник. Хороша пара Эмилия и трактирщик (Мария Волкова и Игорь Карташёв), которая воплощает любовь после долгой разлуки, — любовь, в которую вмешались радикулит и прочие немощи, но которая все же осталась любовью.
В другом составе можно видеть Евгения Князева и Юлию Рутберг, короля Владислава Демченко, волшебника Владимира Логвинова, Медведя Николая Романовского и других. Рискну предположить, что король Демченко будет более коварен, а волшебник Логвинова менее бесшабашен, но вообще актерский ансамбль очень силен и радует зрителя.
Оригинальная пьеса Евгения Шварца состоит из трех действий, в спектакле Поповски два акта, из которых первый идет два часа. На всякий случай отмечу, что из текста Шварца сохранена реплика министра-администратора (Григорий Здоров, в другом составе Юрий Красков) о бабочке, машущей крыльями, но знаменитой песни, которую в фильме исполнял Андрей Миронов, нет. Как уже упоминалось выше, песни оставлены в минимальном количестве и только те, которые работают на замысел спектакля. Повторения известного фильма от постановки Ивана Поповски ждать не следует, и, например, король Артура Иванова — не тот король, которого изобразил Евгений Леонов. А внимательные зрители заметят и вставку из «Короля Лира», которая протягивает ниточку к другому властелину, которого играет Иванов на сцене театра им. Вахтангова. И это не единственная аллюзия в спектакле, которая создает своеобразную перекличку с другими работами и другими постановками.
Фото с сайта театра, фотограф Яна Овчинникова