Маскарад без масок

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

«Мне 60 лет», - признается герой Игоря Верника Арбенин зрителям, заполняющим зал МХТ. Год назад, когда только-только прошла премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Вернику и в самом деле исполнилось 60, но здесь тот самый случай, когда правда жизни вступает в противоречие с правдоподобием сцены: на заявленный возраст актер не выглядит. В таких обстоятельствах упоминание о возрасте кажется чем-то вроде легкого кокетства, хоть и вполне естественного для разговора хороших знакомых, которым открывается спектакль, поставленный Петром Шерешевским.

Поскольку классический «Маскарад» Лермонтова давно всем известен и ставился множество раз, режиссер пошел на смелый эксперимент и объединил текст драмы с элементами повести Шницлера «Новелла о снах». Однако у текста инсценировки есть и третий полноправный соавтор, и это современность, точнее, разные ее стороны – от жадного интереса к сенсационному убийству до зацикленности на своих ощущениях. Сплав трех столь разных слоев создает временами впечатление, схожее с пьесами Натали Саррот, в которых персонажи нередко говорят, не слушая друг друга.

Режиссерский почерк вполне узнаваем теми, кто ценит и любит постановки Шерешевского: огромный экран, на который проецируются крупные планы актеров, неожиданные песни в саундтреке, прямые отсылки к кинопроизведениям, нередко парадоксальные. У Нины в исполнении Марии Фоминой внешность голливудской звезды и идеальные ноги, способные привить комплекс неполноценности женской части зрителей. Илья Звездич (Илья Козырев) вызывающе молод, баронесса Штраль (Юлия Витрук) в этой версии подалась в галеристки, муж ее, старший Звездич (Евгений Перевалов, в другом составе Сергей Беляев), как и многие богатые люди, больше отсутствует, чем присутствует в жизни своей семьи. Что делать? – словно спрашивает автор. Или влюбиться, причем в самого неподходящего человека, или начать сходить с ума от ревности и бессилия. И тут уже не спасает то, что Арбенин – с одной стороны, признанный специалист по Лермонтову, а с другой – умелый игрок в покер. Слишком высоки ставки, и надеяться можно лишь на то, что против тебя не станет играть сама судьба. А она любит играть людьми. И срывать любые маски — тоже.

Хотя использованный в постановке экран должен облегчить просмотр тем, кто сидит далеко от сцены, в антракте я слышала разговоры, что часть экрана не видна из задних рядов амфитеатра, а также с последних рядов балкона. Тем, кто планирует поход на спектакль, стоит учитывать это обстоятельство.

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: