Автор отзыва:
Культовый режиссер Алексей Балабанов ушел из жизни в 2013 году, за три дня до смерти успев окончить новый сценарий под названием «Мой брат умер». Несколько месяцев назад в Новом пространстве Театра Наций на Страстном бульваре сценарий обрел новую жизнь — в рамках проекта «Слой» его поставил режиссер Максим Соколов. Роль главного героя Пети в разных составах играют Илья Гененфельд и Сергей Волков. Сразу же оговорюсь, что в увиденном мной спектакле играл Сергей Волков.
Балабанов писал сценарии в форме, принятой в СССР, которая отличается от американской записи. Хотя она тоже фиксирует события, которые будут происходить на экране, сама по себе такая запись более литературна, и в советское время публиковались сборники таких киносценариев (некоторые из них стоят у меня на полках).
Сюжет несостоявшегося фильма «Мой брат умер» можно пересказать, но, как всегда у Балабанова, большое значение имеет метафорическая вязь событий и детали, разбросанные по тексту. Есть два брата, Ваня (Григорий Антипенко) и Петя (Сергей Волков), которые родились одновременно, и один умер, а второй остался жить, но слепым. При этом умерший брат сопровождает Петю, оберегает его и живет в его голове, видит вместо него и читает книги, причем больше всего ценит Лескова.
Мать? Она находится в психиатрической лечебнице. Отец? Откупился деньгами и исчез. Прочие тени внешнего мира представлены в основном женщинами разного возраста. А потом мертвый брат подталкивает живого совершить убийство…
Режиссер поставил задачу по максимуму сохранить авторский текст, то есть озвучить в том числе и выражения вроде «он сказал», которые уместны при чтении, но на сцене редко звучат естественно. И как будто этого мало, цитаты из Лескова, которые Балабанов внес в сценарий, были расширены, а ведь Лесков — писатель с невероятно сложным и своеобычным языком. Еще одной проблемой было выстроить спектакль таким образом, чтобы он получился вполне балабановским и не производил впечатления чего-то инородного. И Максим Соколов сумел преодолеть все эти сложности, создав завораживающее, минималистичное, многоуровневое зрелище.
Наибольшая нагрузка при этом легла на актеров — Сергея Волкова, Григория Антипенко, Елизавету Мартинес Карденас и Анну Соколкову, но особенно — на Сергея Волкова, который в роли слепого брата снова доказал, что является одним из лучших наших актеров и растет дальше, покоряя новые вершины. Из декораций присутствуют темный угол, плита, похожая на обелиск без имени, и битое стекло на сцене: ледоход на Неве, упоминаемый в тексте, осколки разбитых грез, осколки жизней, — той, которая была и той, которой не было.
Нынешние показы немного отличаются от премьерных: например, в первых показах участвовал композитор Николай Комягин с живой музыкой (теперь она присутствует в записи). Сейчас спектакль фактически состоит из трех частей. В верхнем фойе, пока собирается публика, сначала на экранах проигрывается фрагмент интервью вдовы режиссера Надежды Балабановой, в котором она рассказывает историю создания сценария. Среди прочего можно узнать, что отправной точкой стало телешоу, которое Балабанов увидел, когда приехал в гости к Эмиру Кустурице.
Затем зрители проходят в зал, и начинается собственно спектакль, который длится около часа. Заключительной частью должна была стать лекция «Разные формы ловушек «балабановщины», но в тот день лекторша заболела, и вместо лекции состоялся обмен мнениями между зрителями и актерами, в ходе которого артисты также отвечали на вопросы. Как завершающая часть вечера это оказалась очень удачная идея, потому что в сценарии Алексея Балабанова есть что обсудить и есть над чем подумать. Жизнь, смерть, судьба человека, светлая и темная его стороны и еще множество тем вместились в этот сравнительно небольшой текст, и хорошо, что он живет на сцене в таком исполнении, приоткрывая еще один уголок авторской вселенной.
Фото с сайта театра