Время премьер

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

Конец театрального сезона выдался богатым на премьеры. «Леопольдштадт» в РАМТе, «Нахлебник» в театре им. Вахтангова, «Смертельный номер» в театре Олега Табакова, «Случайные встречи» в «Современнике»… На сцене герои Тургенева, Бунина, Стоппарда — словом, новые спектакли на все зрительские вкусы (или почти).

«Леопольдштадт» поставлен по пьесе Тома Стоппарда, которая, в сущности, больше, чем просто пьеса: тут Стоппард раздвигает рамки жанра и подходит вплотную к измерению романа, который в чем-то пересекается с идеей Льва Толстого о «мысли семейной». История еврейской семьи из Вены от конца 19-го века до 1955 года показывает, как люди становятся заложниками истории, которая мало-помалу превращается в водоворот, увлекает их за собой и губит — безвинно, равнодушно, деловито даже.

Кружатся декорации, бежит время, звучат имена Малера, Римана, Фрейда, Климта (да — текст Стоппарда достаточно сложен, и зрителю лучше быть в курсе, кто все эти люди). Герман (Евгений Редько), Ева (Анна Тараторкина), Людвиг (Александр Доронин), Эмилия (Лариса Гребенщикова), Гретль (Виктория Тиханская), Ханна (Дарья Семенова) и другие проживают свои жизни, говорят о любви, о работе, о математике, о картинах. Старшее поколение вспоминает погромы, на горизонте появляется австрийский офицер Фриц (Даниил Шперлинг), но ни его интрижка с одной из представительниц семьи, ни конфликт с ее мужем вроде бы существенно ни на что не повлияли. Однако водоворот уже близко — торжество фашизма, аншлюс Австрии, концлагерь и гибель. В 1955 году в живых останутся всего трое членов семьи, из которых двоим повезло оказаться на достаточном расстоянии от Австрии, а третий сумел выжить в Аушвице.

Режиссер Алексей Бородин сделал спектакль о трагедии еврейского народа, но также о том, как на самом деле тонок слой культуры, под которым скрывается тьма. И Австрия, и Германия были в культурном отношении развиты чрезвычайно, но это отнюдь не помешало гражданам этих стран с упоением начать истреблять своих соотечественников. Актерский ансамбль замечателен, и можно сказать, что РАМТ завершает сезон на сильной ноте.

«Нахлебник» в театре им. Вахтангова поставлен по пьесе Тургенева, которую не так часто можно видеть на сцене. Молодая барыня возвращается после вояжа в свое имение вместе с мужем и делает неприятное открытие, что ее настоящим отцом является смешной незначительный человек, живущий нахлебником в имении, которое раньше принадлежало ее отцу, а теперь ей.

Достаточно сказать, что роль того самого нахлебника играет великолепный Андрей Ильин, а роль недовольной сим обстоятельством дочери в разных составах играют Елизавета Палкина, хорошо знакомая зрителям театра, и Полина Рафеева, многообещающая молодая актриса, которая совсем недавно окончила театральный и уже обратила на себя внимание ролями в постановках «Варшавская мелодия» и «Генерал и его семья».

На пресс-показе собравшимся журналистам продемонстрировали несколько сцен с разными исполнительницами. Режиссер Анна Горушкина не первый раз ставит в Вахтанговском, так что  зрители вряд ли будут разочарованы.

«Смертельный номер» — ремейк спектакля Владимира Машкова, который поставил в ТОТе опять-таки Владимир Машков много лет тому назад. Если в предыдущей версии (кому интересно, могут просмотреть ее запись) играли актеры старшего поколения, то в нынешней ставка сделана на молодежь театра — Севастьяна Смышникова, Владислава Миллера, Артура Касимова и Владислава Наумова.

Они играют 4 части души клоуна, который разбился во время репетиции смертельного номера. На пресс-показе нам показали только первый акт — чрезвычайно динамичный, со стрельбой из пушек и всевозможными эффектами. Пушки появляются не просто так — один из героев мечтает, как он бы стал генералом и командовал на войне, и ему бы пушечным ядром оторвало голову.

«Случайные встречи» стали первой постановкой Гульназ Балпейсовой в «Современнике». В качестве основы для спектакля были выбраны рассказы Ивана Бунина, которые уже инсценировали и «Около», и Никита Михалков в своем Центре театра и кино, и сама Гульназ несколько лет назад в театре им. Вахтангова.

Данная версия хороша тем, что можно видеть Сергея Юшкевича в новой роли, а Марина Лебедева в образе Поли (из новеллы «Мадрид») — прямо-таки красавица с полотен прерафаэлитов.

На фото — Полина Рафеева и Андрей Ильин в спектакле «Нахлебник»

Раздел: 

Метки: