22 апреля в музее-заповеднике «Остафьево»-«Русский Парнас» открывается выставка «Марсовы труды», которую представляет музей-заповедник «Архангельское».В экспозиции представлено более 130 предметов из собраниякнязя Николая Борисовича Юсупова, среди них — книги XVII–XIX веков по военному делу, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства,научные приборы, артиллерийские орудия, бытовые предметы из фондов «Архангельского».
Даты проведения:
22апреля– 25 июня 2023
Дата открытия:
21 апреля, 15:00
Место проведения: Государственный музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас», Москва, улица Троицкая, 10.
— Усадьба Остафьево в нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским. Потомок Рюриковичей, князь был одним из образованнейших специалистов военного дела своего времени. Начав карьеру, как многие дворяне, с военной службы, он в двадцать с небольшим был уже полковником, участвовал в русско-турецкой войне, дослужился до генерал-поручика. Поэтому выставка — прекрасная возможность познакомить посетителей с историей и развитием военного искусства– рассказал директор музея-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин.
Представленные экспонаты из собрания музея-заповедника «Архангельское» отражают все аспекты военного дела – от общефилософских и юридических проблем войны и мира до специальных дисциплин: тактики, фортификации, артиллерии, топографии, военного законодательства, пенсионного обеспечения бывших военнослужащих. Незаурядный художественный облик многих изданий напрямую связан с достижениями искусства книгопечатания в Европе того времени.
Из книг юсуповской библиотеки, рассматривающих вопросы войны и мира с позиций философии и юриспруденции,особый интерес представляет сочинение мыслителя XVII века, основоположника международного права Гуго Гроция «О праве войны и мира».
Слава античных героев, предания о ратной службе предков, примеры доблести современников составляли стержень фамильного и сословного воспитания дворянина в XVIIIстолетии; рассказы о войнах и полководцах древности вошли в сокровищницу науки и словесности. Поэтому не удивительно, сочинения по военной истории широко представлены в библиотеке князяН.Б.Юсупова. Среди них – труды греческих историков Фукидида и Ксенофонта, римского полководца и классика военной мысли Гая Юлия Цезаря, «История Тридцатилетней войны» поэта и философа XVIII века Фридриха Шиллера. Большой интерес представляют жизнеописания военачальников, в том числе первая прижизненная биография А.В. Суворова, написанная дипломатом и художником Ф.И. Антингом, а также аналитический портрет шведского короля-полководца Карла XII в сочинении его младшего «коллеги» – короля Пруссии и военного реформатора Фридриха II. Несколько десятков изданий, включая карты, составляет подборка литературы по военной истории наполеоновских войн.
На выставке представлен также комплекс специальной военной литературы. К XVII веку сложился канонический круг учебных предметов и текстов по военному делу. Обязательными предметами были тактика, артиллерия, фортификация, топография, военная история, а также уставы, излагавшие основные законы и правила как повседневной жизни солдата и офицера, так и их действия в бою. В XVIII веке настоящий расцвет военной мысли и военной историографии переживала Франция, поэтому в библиотеке Н.Б. Юсупова подавляющая часть литературы по военному делу и военной истории – на французском языке. Сочинения по артиллерии в библиотеке Н.Б. Юсупова немногочисленны, но могли служить в середине XVIII века основой систематического учебного курса. Особенно интересны «Записки» П. Сюриреи с множеством иллюстраций и «Французский бомбардир» Б. Белидора, который первым составил подробные таблицы стрельбы, основанные на математических расчетах. Представленные музеем-заповедником «Архангельское» книги из коллекции Юсупова дают широчайших круг сведений – от теоретических проблем баллистики до описаний действия пороха, устройства огневых точек, особенностей орудий разных стран, способов прицеливания, транспортировки орудий и т. п. Книжные иллюстрации знакомят и с искусством оружейников, зачастую придававших пушкам вид настоящих произведений декоративного искусства. Стоит заметить, что артиллерия в виде «потешных» сигнальных и салютационных мортир и пушек вплоть до начала ХХ века использовалась в усадебной жизни вельможного дворянства. В Архангельском до настоящего времени хранится коллекция пушек, собранных князем Н.Б. Юсуповым.
Особую роль военная наука отводила искусству маневра, умению использовать свойства местности, изучение и фиксация которых возлагались на военную топографию и картографию. Изготовлением карт занимались искусные граверы. Благодаря своей эстетической ценности карты и атласы XVIII – начала XIX веков заняли особое место в художественном наследии эпохи.
Тематическую завершенность юсуповскому собранию военной литературы придают книги, посвященные военной медицине, организации повседневной жизни армии, обеспечению «инвалидов» (то есть вышедших в отставку).Старинные военные книги Юсуповы бережно хранили вместе с другими художественными сокровищами семьи, сыгравшей заметную роль в судьбе России.
Музей-заповедник «Остафьево»—«Русский Парнас» — памятник дворянской культуры на территории новой Москвы. В Остафьеве прекрасный дворец — уникальный образец русской усадебной архитектуры XVIII-XIX веков — и старинный парк с большим прудом. История усадьбы берет начало в XVII веке, с XVIII века она принадлежала роду князей Вяземских, а затем Шереметевым. В 1804-1816 годы здесь жил и работал над «Историей государства Российского» Николай Михайлович Карамзин. Трижды приезжал сюда Александр Пушкин, которому Остафьево обязано своим вторым названием «Русский Парнас». В настоящее время в музее работают постоянные экспозиции и временные выставки, проводятся лекции, конференции, экскурсии, мастер-классы, квесты, концерты.
12+