Автор отзыва:
Три спектакля по Михаилу Афанасьевичу Булгакову, в которых играет в театре на Юго-Западе великолепная Карина Дымонт, образуют своеобразную трилогию. Прежде всего — «Мастер и Маргарита» в постановке Беляковича, спектакль знаковый во всех смыслах, на котором всегда аншлаг. Затем «Кабала святош» о судьбе Мольера, где Карина Эдуардовна играет Мадлену. Об этих спектаклях я уже писала, и теперь настала очередь третьего — «Зойкиной квартиры» в постановке Олега Анищенко.
…Тень Парижа витает над квартирой — единственным осколком былого процветания, который сохранила героиня, пережившая две революции, крушение империи и установление советского строя. Париж манит, Париж зовет — но, чтобы добраться туда, нужны знакомства и деньги. Знакомство в виде почти всемогущего дельца Гуся-Ремонтного (Олег Анищенко) имеется, очередь за деньгами. И Зоя решается устроить «веселый дом» под прикрытием мирной швейной мастерской. Но квартира, словно магнит, притягивает как людей из прошлого Зои (феерический кузен Аметистов — Антон Белов, в другом составе Антон Багиров), так и случайных, но отнюдь не безобидных граждан (китаец Херувим — Вадим Соколов). И это — не говоря об усиленном внимании со стороны властей, начиная от управдома (Артур Хачатрян, в другом составе Андрей Санников) и заканчивая муровцами (Максим Гигенин, Иван Городецкий).
Тени вообще играют здесь большую роль: за полупрозрачными матовыми панелями на заднем плане возникают то образы Парижа, то силуэты развлекающихся гостей. Спектакль поставлен в своеобразном стиле, в котором чувствуется влияние клиповой эстетики: тут и яркая музыка, и аналогия замедленной съемки, и кинематографически отточенные эпизоды — например, грезы наркомана Обольянинова (Владимир Курцеба, в другом составе Максим Лакомкин), которого любит и пытается спасти героиня.
Начавшись с теней и мечтаний о недосягаемом Париже (не забудем, что сам Булгаков тоже мечтал там побывать), пройдя через кошмары Обольянинова, действие уходит в сторону притона, торжества плоти, подиума, на котором дефилируют красавицы «веселого дома» в провокационных нарядах (Лиза — Вероника Саркисова, Мымра — Ольга Авилова, Манюшка, которая также является прислугой Зои — Ксения Ефремова, Эмма — Елена Шестовская, и другие). Это тоже способ бегства от окружающей действительности — но беда в том, что от нее все равно никуда не деться…
В основу спектакля положен первый авторский вариант «Зойкиной квартиры», который Булгаков писал с расчетом на 4 действия. Для постановки автору пришлось его сократить и частично переделать, причем Михаил Афанасьевич, как видно из его писем, был не на шутку задет тем, что режиссер вычеркнул важные реплики. Это в том числе реплика «Зойка, вы черт», которую произносит красавица Алла (Анна Рыкова), когда понимает, что «портниха» Зоя приглашает ее работать вовсе не манекенщицей. Важность этой реплики не только в том, как Алла воспринимает Зою — она также задает скрытый вектор противостояния Зои-черта (в которой на самом деле нет ничего дьявольского, если приглядеться) и безмятежно-улыбчивого Херувима, который как раз и приносит с собой все худшее.
Оригинальный текст Булгакова претерпел в спектакле некоторые изменения: в частности, была значительно сокращена часть, связанная с работой мастерской. При этом оставлен эпизод с появлением представительницы сильных мира сего Агнессы Ферапонтовны (которую замечательно воплотил Андрей Санников). Есть и другие изменения — например, частушки, которые поют герои в сцене кутежа, а также финал.
Большинство актеров играет в острой гротескной манере, и на этом фоне еще сильнее выделяется дуэт Карины Дымонт и Олега Анищенко, которые ведут свои роли Зойки и Гуся-Ремонтного в более естественном стиле. Кажется, это первая постановка «Зойкиной квартиры», после которой я невольно задалась вопросом, а почему умная, храбрая и расчетливая Зойка не попыталась, что называется, заарканить Гуся — и почему она предпочла остановиться на стадии друга-женщины, который понимает тебя лучше, чем ты сам. Хотя — если вспомнить, как «коммерческий директор треста тугоплавких металлов» Гусь-Ремонтный пытался обращаться с другой женщиной, которую он, по его же собственным словам, любил, — остается только отдать должное мудрости Зои Денисовны, которая предпочла воздержаться от столь токсичных (выражаясь современным языком) отношений.
Фото с сайта театра, фотограф Е. Терентьева