«Три товарища» в «Современнике»

Аватар пользователя verbinina

Автор отзыва: 

…В сущности, это история о том, что сохранить душу и остаться человеком в аду можно только благодаря дружбе и любви.

Спектакль Галины Волчек «Три товарища» идет в «Современнике» больше 20 лет — феноменальный срок для современного театра. Более того, тем, кто только начинает свое знакомство с «Современником», я бы посоветовала начать именно с «Трех товарищей».

Разумеется, когда у спектакля такая долгая жизнь, он неизбежно меняется — хотя бы в плане актерского состава. Например, Александр Хованский, который ранее играл Роберта, переместился на роль Отто, а исполнитель роли Отто Сергей Юшкевич теперь играет Валентина (в другом составе Валентин — Владислав Федченко). Главное же изменение заключается не собственно в спектакле, а в том, как остро зазвучали отдельные фразы Ремарка именно сейчас. Я не видела спектакль в 1999 году, когда он был создан — тогда на него было просто не попасть — но в нулевых особенно созвучными эпохе казались другие фразы и моменты. И дело не только в Ремарке, который написал великий роман — как говорится, на все времена, — но и в том, что Галина Волчек создала великий спектакль.

Итак, три друга, прошедшие войну вместе — Роберт (Иван Стебунов, в другом составе Шамиль Хаматов), Отто и Готфрид (И. Царегородцев, в другом составе Сергей Гирин)— живут в аду, которым является потерпевшая поражение в первой мировой войне Германия, где нищета и отчаяние стали нормой. Иметь хоть какую-то работу — уже счастье, иметь жилье в виде комнатки, которую снимаешь — тоже счастье.

Своеобразным лейтмотивом ада становятся трамвайные звонки, которые слышно на протяжении спектакля — они исчезают, когда ад немного отступает и жизнь, кажется, вот-вот станет лучше. В аду слоняются тени — одни тени в кожаных плащах, другие — тени женские в откровенных нарядах, и не только они. Один из признаков ада — честь, подвиги, героизм там не имеют смысла. И герои понимают, что все, что они делали на войне, все их свершения оказались бесполезными. Но дружба помогает им оставаться выше всего и не поддаваться отчаянию.

А потом появляется Пат (Светлана Иванова, в другом составе Татьяна Лялина). И жизнь обретает новый смысл, и у Роберта появляется дополнительная точка опоры для того, чтобы одержать верх над адом — любовь. Очень важно помнить, что спасти могут только настоящая любовь и настоящая дружба: все фальшивое станет союзником ада и обернется против тебя, как показывает, например, судьба Хассе (Николай Попков, в другом составе Олег Плаксин). Он выбрал не ту женщину, и это кончилось катастрофой.

Иногда можно видеть упреки, что роман шире спектакля и что на сцене оказались не все персонажи Ремарка. Но книга и спектакль создают принципиально разные пространства, которые не могут повторять друг друга. Кроме того, книгу в любом случае следует прочитать — не важно, до спектакля или после.

Фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: