Автор отзыва:
16 ноября состоялся первый показ «на зрителя» первой премьеры 39-го сезона Театра «У Никитских ворот» - спектакля «Лолита», перед началом которого выступил создатель и бессменный руководитель Театра - Марк Григорьевич Розовский. Спектакль поставлен по пьесе знаменитого американского драматурга Эдварда Олби, написанной им по нашумевшему роману Владимира Набокова.
Марк Григорьевич получил согласие американской стороны на постановку этой пьесы в России, давая себе отчет в том, какая это ответственность – играть ее в 2021 году в центре Москвы. Однако он выразил надежду, что «все у них будет хорошо».
«Грех и ответственность за грех», такова тема Владимира Набокова, как и всего творчества Федора Достоевского и исследовать человека, совершившего этот грех, с его душой, с его расщепленностью, со всеми его метаниями – вот, с точки зрения Розовского, предмет настоящего, большого искусства.
«Трагедия в веселом тоне» - так говорил о своем романе Владимир Набоков и Марк Розовский ставил пьесу Эдварда Олби, отталкиваясь именно от этой формулировки.
Марк Григорьевич подготовил сценическую редакцию пьесы Эдварда Олби и выступил в качестве режиссера-постановщика и сценографа. Костюмы в стиле 50-х годов прошлого века созданы Евгенией Шульц. Художник по свету – Евгений Братяков.
В спектакле два состава, при этом Лолит здесь исполняют аж три актрисы, а вот роли Хамберта Хамберта и Некоего джентльмена – только Игорь Скрипко и Алексей Чернявский.
В образе Лолиты на первом показе дебютировала на сцене Театра выпускница Щепкинского училища Алиса Тарасенко, только-только принятая в его труппу.
Игорь Скрипко, работающий в Театре с 2013 года и исполняющий главные роли во многих спектаклях текущего репертуара, с моей точки зрения, достаточно убедительно передал весь накал страстей и внутренних побуждений своего персонажа, одержимого болезненной любовью к нимфеткам.
Один из старейших актеров Театра, работающий в нем с 1987 года, заслуженный артист России Андрей Молотков, здесь выступает не только одним из исполнителей роли Клера Куилти и создает гротескный портрет настоящего мерзавца, но и является ассистентом режиссера.
Также, гротескный образ служанки-негритянки (Луиза, она же Рита) создает и Яна Прыжанкова.
Так что, как и хотел Марк Григорьевич, посмеяться зрителям будет над чем.
Проходя вчера по дороге на концерт в Большой зал консерватории мимо Театра «У Никитских ворот», где сегодня состоится премьера «Лолиты», я мысленно пожелала Розовскому, этому «последнему из могикан» российского театра, чтобы его надежда, что «все будет хорошо» сбылась и зрители по - достоинству оценили его взгляд на крайне сложное и неоднозначное произведение мировой литературы!
«Ни пуха, ни пера Вам, дорогой Марк Григорьевич!»
Елена Смирнова
Фото: Татьяна Рахматуллина