Кухонные споры "Эмигрантов"

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Эмигранты

Два человека в новогоднюю ночь в чужой стране, в крохотной комнатке под лестницей ведут споры-разговоры о жизни и политике. Это спектакль "Эмигранты" по пьесе Славомира Мрожека театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" с Игорем Скляром и Юрием Чурсиным. И всё это приправлено трубой Ивана Патрушева.

Несмотря на то, что пьеса написана в 1973 году, в год моего рождения, она вневременная и внепространственная. Здесь нет имён героев, просто А. и Х., и нет названия стран из которых они приехали. Здесь нет названия страны, в которую они эмигрировали. Но в спектакле поднимаются общежитейские темы. Темы маленьких людей в большом городе. И тут неважно эмигранты они или нет. В большой степени здесь идут разговоры, которые шли и идут на наших кухнях за рюмкой чая.

Да, это напомнило мне именно кухонные разговоры моих родителей с родными и друзьями, когда начав с бытовых тем они всё больше уходили в темы политические и, чуть выпив, иногда начинались горячие споры о политике. Но это не были какие-то антисоветские разговоры. Как и 90 процентов советских людей просто поругивали власть.

02. Игорь Скляр, Юрий Чурсин

А самое интересное, что мы сейчас вернулись в ту эпоху и снова на кухнях критикуем власть, но гораздо жёстче, что, впрочем, никак не сказывается на самой власти, которую такое устраивает.

В спектакле мы видим интеллигента А. в исполнении Юрия , который сбежал в другую страну потому, что его не устраивал существующий строй в своей стране и работягу, которому нужны деньги, потому что у него жена и дети. Они разные. Интеллигент А. - рафинированный молодой человек, уехавший несмотя на то, что у него была хорошая работа. Он целыми днями лежит на кровати и пишет книгу. Как он зарабатывает непонятно, но деньги у него есть и за квартиру уже три месяца платит он.

Юрий Чурсин

Работяга Х., которого играет Игорь Скляр, наоборот этакий хитрован со смекалкой, любит приврать, скуп. Мы узнаём, что он работает на вредном производстве, на какой-то машине копает канавы и гробит своё здоровье, несмотря на то, что на такой работе долго не живут и у него есть любимая игрушка-пёс, в котором он, как мы узнаем дальше, зашил свои деньги.

04. Игорь Скляр

И вот начавшийся с бытового, во многом шутейного разговора о том, как якобы Х. на вокзале встретил некую мадам и занялся с ней сексом в туалете, а А. парировал на это что он врёт и рассказал что Х. на самом деле делал, превращается в драму. Мы видим как А. хочет уйти навсегда из квартиры, так как Х. не поделился с ним чаем. Но мы понимаем, что никуда он не уйдёт. Идти ему некуда.

А затем, когда А. вскрывает игрушку-пса Х. и оттуда высыпаются деньги, которых у него, якобы, нет. И начинается спор, где Х. говорит, что он накопит денег и уедет к жене и детям, а А. возражает, что никуда Х. не уедет. И мы опять понимаем, что Х. действительно никуда не уедет. Ведь он приехал в другую страну за своим личным счастьем.

И даже в том, что Х. рвёт деньги, а потом делает попытку повеситься, а А. рвёт свои рукописи мы видим просто браваду друг перед другом. Потому что они хоть и разные внешне, но одинаковые внутри.

Мощнейшая игра актёров. Два часа они держат зал без всяких декораций и, практически без каких-либо действий, просто сидя друг перед другом на стуле. Это надо видеть.

Фото: Дёма Александра, сайт: https://artpartner.ru/shows/emigranty/

Раздел: 

Метки: