Автор отзыва:
Садитесь, мои маленькие друзья, я расскажу вам...нет, не сказку...а чудесный перфоманс "Живая сказка" из нескольких сказок, который я увидел не где-нибудь, а в Доме Шехтеля на Большой Садовой улице. Сам сказочный особняк располагает к таинственным разговорам в вечернее время при свечах, когда силы зла ещё только выбираются на поверхность, а силы добра ещё не ушли набираться сил перед следующим днём. И вот тогда, в полумраке свечей, начинается то самое вечное противостояние добра и зла, где лица участников с одной стороны подсвечены светом, а с другой тонут в тёмном омуте. Итак, слушайте, и не говорите, что не слышали...
Это было замечательно. Сказки Гофмана: "Щелкунчик", Принцесса Брамбила", "Песочный человек", Золотой горшок", вплетающиеся к стихам поэтов Серебряного века и бьющие стихами Земфиры, Петкуна, группы "Агата Кристи" вкупе с полумраком погружали в атмосферу сказочной готики. И Кай замёрз, и Соловей спев песню влюблённых умер, насадившись грудью на шип розы и подарив, тем самым чудесный цветок влюблённому. Но влюбленные таки соединили сердца и все закончилось благополучно.
02.
Всё началось с Ансельма, влюбившемуся в Серпентину, со сказки "Золотой горшок". И эта сказка стала связующим звеном между целым сонмом историй. Сам Ансельм, который работает у архивариуса, дабы таки жениться на Серпентине выступает главным героем по всему сюжету. Он и Кай из "Снежной королеве", который внезапно стал ледяным. Он и влюблённый Студент из "Соловь и Розы" Оскара Уайльда, ради которого Соловей жертвует своей жизнью. Но, в отличии от оригинала, эта жертва не была напрасной.
03.
Хотя нет...Всё началось ещё в своеобразном фойе, если так можно представить часть Дома Шехтеля. Уже перед спектаклем зрители начали сталкиваться с персонажами сказок, а пред самым началом Сказочница начала свой рассказ, а Ансельм, взобравшись на подоконник толкнул речь о своей несладкой судьбе. Из дверей зала, тем временем пытались вырваться герои сказки, которым было уже невтерпёж начать волшебную игру. Пришлось Сказочнице пустить всех в зал, дабы персонажи не разнесли двери и не учинили дебош.
04.
Здесь Алиса отправляется в Зазеркалье и, внезапно, оказывается в "Королевстве кривых зеркал", где знакомится со своим отражением - Яло.
05.
Здесь обыгран даже Гарри Поттер. Но, что более важно. тут использованы сказки Марины Цветаевой "В субботу", "Сказка Матери", "Декабрьская сказка", "Сказка о добром Джинне", "В зале". Не обошлось и без нашего всё, Александра Сергеевичаи его сказки "О спящей царевне и семи богатырях". Упомянули тут и "Настеньку" Владимира Соловьёва. Конечно, надо бы знать все представленные произведения и быть готовым к такому их переплетению в спектакле. Но и неподготовленному человеку всё понятно, настолько легко и играючи постален этот спектакль.
06.
В какой-то момент начался бал, в котором пригласили поучаствовать зрителей и научили их танцевать полонез
07.
Проект "Живая сказка" создан в коллаборации актёров нескольких театров. Участвуют в нём, в основном, выпускники "Щуки".
08.
Москультура поговорила с автором и создателем проекта "Живая суббота", актёром театра и кино, Леонидом Семёновым.
_ Что побудило вас создать этот проект?
- Именно по сказкам создать проект побудило время года и то, что мы ещё не делали в рамках проекта "Живой субботы" по теме сказок какую-то историю. А сама "Живая суббота" возникла когда я выпустился из "Щуки" и мы со своими однокурсниками решили создавать что-то типа поэтических вечеров. Наш проект существует уже три года и околодвух лет мы искали формат и сейчас вышли к экспериментам на необычных площадках. Обычно "Живая суббота" проходит в барах, каких-то клубных интересных меставх и мы там делаем поэтические перформансы и композиции в формате такого театрального действа. "Живые сказки" мы выбрали потому, что очень много детских сказок с какими-то ростовыми куклами, какими-то мыльными пузырями, а нам хотелось сделать какую-то сказку для взрослых. Мы в этом плане эксперементируем: возможно ли сделать сказку для взрослых, чтобы сохранялась сказочность и, в то же время, чтобы это было как-то более осмысленно и более глубоко.
- Почему для этого перформанса выбрын особняк шехтеля?
- Особняк Шехтеля - это друзья театра "МОСТ", где я работаю и они любезно распахнули свои двери и у них тут есть собственный театр. И мы как театральный проект тоже в их афишу вписались.
- Вы разбавили сказки Гофмана другими сказками и сделали симбиоз с песнями Земфиры, Петкуна.
- Этим славится "Живая суббота". Нам интересно как Маяковский будет общаться с Земфирой, как Цветаева прозвучит с какими-то хип-хоп цветами. Мы ищем насколько это возможно и насколько это сочетается. И очень часто происходит совершенно неожиданное совпадение и, действительно, кто-то у кого-то что-то заимствует, кто-то кем-то вдохновляется. В рамках "Живой сказки" были разные эксперименты. Вот у девочек была история, связанная с зеркалами. Они взяли все сказки с зеркалами и попытались их объединить в какую-то единую историю. Мы взяли несколько сказок Гофмана, взяли всё самое интересное и соединили их. И получилась своя история. Мы постоянно экспериментируем. Нам интересна проза, нам интересны стихи, нам интересно не просто их поставить, а придать им какое-то новое звучание.
У нас сценарий создаётся таким образом: каждый актёр приносит что-то что ему интересно, давайте подумаем, как это можно соединить. Иногда что-то отпадает, а иногда что-то присоединяется.
- То есть получается, что нет одного автора, а есть группа соавторов?
- Да, здесь общий соавтор. Мы как песни берём не такие замыленные, не такие попсовые, но, в то же время известных исполнителей. И интересно, как прозвучит песня в формате сказки. Этим проект интересен и мы стараемся его развивать.
В феврале мы планируем сделать большую историю по Питеру и там будет Довлатов, Мандельштам, Бродский и современные драматурги, в том числе и Гришковец. Мы возьмём улицу Питера - Невский проспект, и посмотрим, что будет, если они соединятся.
- Это будет в Москве или в Питере?
- В Москве. Мы найдём локацию. Нам она очень важна, потому что мы хотим имитировать Невский проспект, на котором что-то происходит.
А в марте у нас будет история по книгам Гии Данелии и она будет связана с закадровой жизнью кино, стихам из кино, Шпаликову.
Мы стараемся брать то, что иногда не можем брать в театре, или не можем дождаться, когда возьмут и стараемся это делать сами. У нас пока нет режиссёра. Мы будем рады если они к нам присоединятся. Пока мы сами себе режиссёры, сами себе сценаристы.Такое актёрское хулиганство.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Фото: Михаил Брацило/Москультура