Премьеры, новое пространство и экспериментальные форматы: театр «Шалом» объявил планы на сезон 2024/2025

Аватар пользователя Михаил Брацило
Шалом

Московский театр «Шалом» объявил планы на предстоящий сезон. До конца года зрителей ждут четыре премьеры: экспериментальная постановка лауреата «Золотой маски» Полины Кардымон, комедийный мистический триллер в режиссуре художественного руководителя театра Олега Липовецкого, драма от номинанта «Золотой маски» Сойжин Жамбаловой, а также спектакль по итогам Театральной лаборатории. После нового года представят еще две новые постановки — «Лисистрату» Олега Липовецкого и спектакль Виктор Рыжакова «Дибук. Меж двух миров». Кроме того, год будет посвящен переоснащению нового здания, расширению труппы, апробации новых форматов коммуникации с аудиторией и коллегами по театральному цеху. 

В свой девяносто первый сезон театр «Шалом» входит погруженный в подготовку нового помещения. В июне 2024 года Департамент культуры города Москвы принял решение передать «Шалому» здание бывшего Центра имени Мейерхольда. Это позволит театру более полно удовлетворять зрительский спрос и выйти на новый виток развития. Сыграть первые спектакли на новой сцене театр планирует уже в ноябре, а пока помещение ремонтируется, зрителей ждут по привычному адресу на Варшавском шоссе. 

Первая осенняя премьера «Песнь любви. Песнь скорби» состоится в «Шаломе» 14 и 15 сентября. Это спектакль по знаменитым библейским текстам, авторство которых приписывают Соломону. Постановку готовит мастер экспериментального театра и перформанса, лауреат «Золотой маски» в номинации «Эксперимент» Полина Кардымон. Пространство и костюмы создаёт лауреат «Золотой маски», выпускница мастерской Э.С. Кочергина художница Анастасия Юдина, а драматургом спектакля выступает поэт, переводчик и участник Венецианской биеннале-2022 Егор Зайцев.

В это же время в фойе театра откроется выставка «От ГОСЕТа до «Шалома», в которой её создатели — художник и дизайнер Наталья Шендрик и историк искусства, искусствовед, журналист Евгения Гершкович, а также специалист по еврейской культуре Ирина Пекарская — расскажут о преемственности и пути Московского еврейского театра. 

Также в сентябре, в сотрудничестве с драматургом Елизаветой Булаевой, театр выпустит аудиоспектакль, рассказывающий о трёх национальных театрах Москвы: еврейском, цыганском и латышском. Оба проекта реализуются при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

28 и 29 сентября зрители увидят премьеру спектакля «Боже мой!» по одноимённой пьесе израильского драматурга Анат Гов. Над спектаклем работает художественный руководитель театра, режиссёр Олег Липовецкий, который также выступит в роли автора идеи сценографии. Вместе с ним над сценическим пространством и костюмами работает художница Анастасия Азарх. Саунд-дизайном занимается Павел Ховрачёв, известный по работе над спектаклем «Люблинский штукарь», а световое оформление создаёт питерский художник Евгений Гинзбург. Сам спектакль режиссер определил как «комедию-мистический триллер». Пьеса действительно заставляет зрителя вместе с актёрами то мчаться по крутым поворотам сюжета, то наслаждаться интеллектуальным текстом, то смеяться над изысканными шутками драматурга или обаятельным актёрским юмором, а ещё, конечно, сопереживать героям. Хотя, кажется, как можно смеяться, когда надвигается апокалипсис, а человек напротив абсолютно серьёзно заявляет, что ему 5784 лет.

В ноябре к репетициям приступит номинант «Золотой маски» Сойжин Жамбалова. Вместе с ней будет работать художница Натали-Кейт Пангилинан. Они создадут спектакль по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина», рассказывающей об окруженном каменными хребтами горном селе, в котором нельзя издавать громких звуков. Девять месяцев в году местные жители разговаривают очень тихо, не смеются в голос, не плачут и даже не чихают громко, потому что это может спровоцировать сход лавины. Только три месяца в году можно жить по-человечески: кричать от боли, смеяться от радости, рожать детей. Что будет, если кто-то нарушит этот запрет? Эта премьера запланирована на 9 и 10 ноября.

Завершится 2024 год декабрьской премьерой спектакля по одному из текстов Танаха, который станет результатом Театральной лаборатории, реализованной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Материал будет выбран по итогам просмотра режиссёрских эскизов в августе, сентябре и октябре. 

В январе к репетициям вновь приступит Олег Липовецкий, и уже в марте зрителей ждёт премьера древнегреческой комедии Аристофана «Лисистрата» (читка прошла на «Ночи театров» 27 марта). 

А затем к репетициям приступит режиссёр Виктор Рыжаков, который будет работать над знаменитой пьесой Семёна Ан-ского «Дибук. Меж двух миров». Премьера запланирована на июнь.

Кроме того, театр «Шалом» откроет резидентскую программу, в рамках которой зрители смогут увидеть спектакли частных и государственных театров и творческих объединений Москвы. Критерии формирования репертуара программы – художественное качество и близость к ценностям, на которых основывается миссия театра.

Также в новом сезоне расширится не только география театра: в связи с увеличением количества площадок и спектаклей к коллективу артистов присоединятся еще десять молодых актеров. Семь из них — выпускники Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова). Благодаря этому расширению труппы репертуар «Шалома» пополнится двумя дипломными спектаклями: «Добрый властитель Быков» Саши Золотовицкого и «Секрет би-дуби-бу» (режиссер-педагог Татьяна Бурель). Обе постановки уже известны и высоко оценены критиками и театральной публикой.

Фото: Ксения Шабунина

Раздел: