Параллельная программа к выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»

Аватар пользователя Михаил Брацило
Петров-Водкин

В Музее Москвы стартовала параллельная программа к выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». Лекции расширят контекст выставочного проекта: слушатели познакомятся с биографиями Роберта Фалька и Андрея Юмашева, чьи отношения напрямую связаны с темой выставки «учитель и ученик», а также узнают как растительные мотивы и образ Крыма представлены в работах художников Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной.

5 июня пройдет лекция «Стихия крымской образности: Кузьма Петров-Водкин и Мария Ломакина». Образ Крыма в начале ХХ века стал своего рода перекрестком судеб и творческих методов многих известных художников. Работы Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной удивительным образом перекликаются между собой в сюжетах и мотивах. Как именно расскажет Виктория Данилюк, искусствовед из Российской государственной художественной галереи. Она раскроет секреты подготовки выставочного проекта «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» в Музее Москвы и объяснит, как формировался комплексный образ Крыма на примере творчества двух художников. Также лектор расскажет об аналитическом художественном методе Петрова-Водкина и его воплощении в творчестве Ломакиной.

 

О выставке «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»

17 марта 2023 года Российская галерея искусств при поддержке Музея Москвы и Министерства культуры РФ представила выставку «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». В экспозиции — работы художника и педагога-новатора Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной из частных коллекций и 28 российских музеев.

Творчество Петрова-Водкина представляет собой уникальный сплав русского искусства (иконопись, фольклор, лубок) и достижений западноевропейских мастеров, начиная с Возрождения и заканчивая постимпрессионистами и символистами начала XX века. Имя Марии Ломакиной относят к числу неангажированных художников первой половины XX века, творчество которой было равноудалено как от официального соцреализма, так и от авангарда.

После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, Петров-Водкин занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, читал лекции, вел свою мастерскую. Наряду с другими художниками-новаторами того времени (Казимиром Малевичем, Павлом Филоновым и Михаилом Матюшиным) он стремился создать свою систему преподавания. Одной из самых талантливых его учениц была Мария Ломакина, которая освоив новаторские композиционные приемы мастера, создала собственный живописный язык: она ставила себе задачу показать разрозненные части окружающей действительности как органичные элементы мировой гармонии.

Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда — показаны все этапы становления Ломакиной как художника.

Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. В частности, из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправил на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина считалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее ее не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет.

 Творчество Марии Ломакиной будет представлено ее огромным полотном «Татарский эпос» 1922 года со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству.

Выставку дополнят документы, фото и материалы из архивов наследников художников.

12+

Даты проведения: 19 мая — 5 июня 2023

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы

Вход свободный, по регистрации

Раздел: