У главного входа в парк открылась баннерная выставка «В отпуск с художником», приуроченная к проекту «На грани» и Году стекла, неформально объявленному в 2023 году в музее-заповеднике «Царицыно».
Неподалеку от Центральных ворот (вход №1), на специальной стальной конструкции размещены постеры с предметами из фондовой коллекции стекла «Царицына». Все эти произведения можно увидеть вживую в экспозициях «На грани» и «Основные элементы» в Хлебном доме. Материал баннерной выставки разделен на четыре темы — море, дача, достопримечательности, дикая природа. Главная идея, объединяющая все фотоэкспонаты, в том, что изображенные шедевры художники задумывали и создавали во время творческих отпусков.
«Творческие дачи» — важное явление в художественной среде XX века. Первые дома творчества появились у Союзов художников еще в 1930-е годы, но по-настоящему их история началась в конце 1940-х. В официальных документах подчеркивалось политическое значение домов творчества: художники, в них отдыхавшие, должны были создавать тематические работы к всесоюзным выставкам. Долгое время летние резиденции были доступны лишь узкому кругу заслуженных мастеров. Но в период «хрущевской оттепели» ситуация стала меняться. А к 1970-м годам руководители художественных производств вполне осознали необходимость дополнительных источников вдохновения для сотрудников и начали оформлять оплачиваемые творческие отпуска.
Художникиочень ценили творческие дачи — особенно те, что находились в Гурзуфе, Хосте, Юрмале, на Иссык-Куле, Оке, под Тверью и в Старой Ладоге, — и ездили туда за новыми впечатлениями и творческим импульсом. Дом творчества «Майори» в Юрмале с середины 1950-х годов был центром встреч мастеров, работающих с керамикой и стеклом. С первых же лет своего существования «Майори» сотрудничал с Рижским фарфоровым заводом, керамической лабораторией Академии художеств Латвийской ССР и художе¬ственно-производственным комбинатом «Максла», занимавшимся производ-ством стекла. Фактически в 1950-е это была единственная всесоюзная творческая и производственная база для свободной и экспери¬ментальной работы художников, работавших с декоративно-прикладным искусством.
На баннерной выставке «В отпуск с художником» в царицынском можно увидеть плакаты с фотографиями 23 работ из стекла, созданных по мотивам пребывания на творческих дачах — и прочитать истории их создания.
Подробнее о выставке — на сайте музея.
Еще больше историй о домах творчества в СССР — в материале просветительского проекта Arzamas.
Выставка работает до конца 2023 года.
12+
Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, возведенный архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для Екатерины II. Единственная в мире императорская резиденция в неоготическом стиле. C 1984 года «Царицыно» является музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР и собирает, хранит и изучает авторское и народное ДПИ. Фонды музея составляют более 60 тысяч предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводятся десятки выставок, сотни концертов и несколько больших фестивалей. В 2022 году «Царицыно» стало самым посещаемом московским музеем. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной. Исторический пейзажный парк ежегодно посещают около семи миллионов человек.
tsaritsyno-museum.ru