«Романовы. Воспоминание о Крыме»

Аватар пользователя Анна

В музее-заповеднике «Царицыно» 4 марта откроется выставка об истории императорских и великокняжеских резиденций на Южном берегу Крыма и судьбах их владельцев — от Николая I до Николая II.

«Наш новый выставочный проект посвящен дореволюционному Крыму и Романовым, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Фотографии, гравюры, мундиры и платья, макеты императорского поезда и императорской яхты, спортивный инвентарь и подлинные документы — помогут погрузиться в историю полуострова и мысленно совершить путешествие на его знаменитый Южный берег. Экспозиция будет иммерсивной: посетители услышат шум моря и крики чаек, ощутят легкие пленяющие ароматы кипарисов, магнолий и роз, “прогуляются” по аллеям Ливадийского парка и “полистают” семейные альбомы».


Дворец Кичкинэ. Крым. Курпаты. 1920–1930-е годы. Фотограф Тадеуш Янович Томашкевич (Ялта). Из собрания Ялтинского историко-литературного музея

Первой из династии Романовых Крым посетила императрица Екатерина II. Но первое императорское имение — Нижняя Ореанда — появилось здесь только спустя полвека. В октябре 1825 года Александр I, решил построить дом в Ореанде: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить здесь частным человеком», — говорил он. Но планам не суждено было сбыться.Договор о приобретении Ореанды заключил в 1826 году его младший брат — Николай I. На Южном берегу Крыма покупали землю и строили дворцы многие Романовы. Имения Ливадия Александр II, Ай-Тодор великого князя Михаила Николаевича и его сына Александра Михайловича, Харакс великого князя Георгия Михайловича, Дюльбер великого князя Петра Николаевича, Чаир великой княгини Анастасии Николаевны и великого князя Николая Николаевича, Кичкинэ великого князя Дмитрия Константиновича — это архитектурные памятники второй половины XIX — начала XX века, о которых впервые подробно будет рассказано на выставке в «Царицыне».

«Романовы не просто отдыхали в Крыму, они занимались его благоустройством, — объясняет куратор выставки Ольга Барковец. — В Крыму прокладывали дороги, строили оросительные системы, решали проблему водоснабжения полуострова, разбивали сады и виноградники. Романовы занимались благотворительностью и сохранениями памятников культурного наследия полуострова. При этом каждый член императорской фамилии находил занятие себе по душе».

Выставка займет 11 залов Большого дворца. Каждый зал будет посвящен одной теме — имению, владельцу, историческому событию. К примеру, главному архитектору Ялты Николаю Краснову, построившему в Крыму более 60 зданий, в том числе дворцы Дюльбер, Харакс и новый Ливадийский. В экспозиции будут реконструированы детская игровая площадка в виде парохода, которая была перед Ливадийским дворцом, палуба императорской яхты «Штандарт». Письма, дневниковые записи, фотографии будут представлены в мультимедийном формате.

«Нашей задачей было воссоздать атмосферу летнего крымского отдыха, поэтому у каждого залаесть не только свой цвет, но и характерныйзапах— например, свежий морской бриз и аромат глициний, — рассказывает архитектор выставки Юлия Наполова. — Чередуя насыщенные и приглушенные цвета, ассоциирующиеся с южной природой, мы “режиссируем” прогулку по выставке, чтобы после нее оставалось ощущение, как после поездки к морю».


Император Николай II. Императрица Александра Федоровна, дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей с командой императорской яхты «Штандарт». 1911. Фотограф К.Е.фон Ган. Государственный архив Российской Федерации

В рамках параллельной программы к выставке музей-заповедник «Царицыно» подготовил цикл лекций. Историки, преподаватели, сотрудники музеев расскажут, чем поразила Таврида Николая I, какой образ жизни вели обитатели крымских дворцов и почему архитектура императорских усадеб в Крыму вызывала неоднозначную реакцию критиков и как это было сопряжено с размышлениями лучших умов того времени о судьбе русской монархии.

Официальные партнёры выставки:
Благотворительный фонд Blavatnik Family Foundation
Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс»
Компания MANDERS

Архитектура выставки: бюро PSCulture

Музеи-участники выставки:
Государственный архив Российской Федерации
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Государственный музей-заповедник «Павловск»
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Институт истории материальной культуры Российской академии наук
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации
Российский государственный исторический архив
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Ливадийский дворец-музей
Симферопольский художественный музей
Центральный музей Тавриды
Ялтинский историко-литературный музей
Государственный архив Республики Крым

Частные коллекционеры:
А. И. Васютинский (Москва)
С. А. Подстаницкий (Москва)
Е. Г. Тростенцов (Москва)
П. Ульструп (Копенгаген)


Дворец имения Дюльбер. Начало ХХ века. Фотограф Василий НикандровичСокорнов (Алупка). Из собрания Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника

Музей-заповедник «Царицыно» — это исторический дворцовый комплекс XVIII века, построенный в неоготическом стиле архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для императрицы Екатерины II. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занимает третье место в рейтинге музеев Москвы на TripAdvisor и входит в ТОП-10 посещаемости российских музеев The Art Newspaper.
Территория «Царицына» является крупнейшим ландшафтным парком, треть которого занимает заповедная природная зона. Ежегодно в парке принимают около 6 миллионов человек. «Царицыно» вошел в шорт-лист премии «Европейский музей года» (EMYA-2022), ежегодно вручаемой Европейским музейным форумом.

Раздел: