Автор отзыва:
В минувшие выходные, в рамках празднования дня рождения ВДНХ, автофестиваль «ПроДвижение» собрал ведущих игроков автомобильной индустрии. Среди участников достойное место занял Ярославский шинный завод, представивший продукцию своего легендарного бренда Cordiant. Это участие стало не просто демонстрацией современных технологий, но и напоминанием о богатейшем историческом наследии одного из старейших и значимых предприятий российской промышленности.
История завода-юбиляра началась 21 августа 1928 года с основания Ярославского резиново-асбестового комбината. Уже в феврале 1929 года был заложен фундамент будущего гиганта, на строительство которого съехались специалисты со всей страны. Торжественный пуск состоялся 6 ноября 1932 года, а днем рождения завода по праву считается 7 ноября того же года – в годовщину Октябрьской революции рабочие вынесли первую, историческую шину собственного производства.
Шина для ЗИС-5, шина со съемным протектором, шина из пенополиуретана
Предприятие быстро заявило о себе как о центре инноваций. Уже в 1933 году в его лабораториях впервые в мире был разработан рецепт внедрения синтетического каучука в шинную резину. Успешное прохождение шинами тяжелейшего автопробега «Москва-Каракумы-Москва» (9375 км) в том же году стало триумфом отечественной науки и производства.
26 июня 1938 года на улицах Москвы появились двухэтажные троллейбусы производства Ярославского шинного завода.
Великая Отечественная война возложила на завод колоссальную ответственность: он стал единственным предприятием в стране, выпускавшим шины не только для грузовиков (таких как легендарный ЗИС-5, перевозивший орудия и грузы), но и для самолетов, танков и артиллерии.
Шина для ЗИС-5
Разрушенный вражеской бомбардировкой в 1943 году, он совершил невозможное: возобновил выпуск жизненно важной продукции уже через 10 дней, а всего через 100 дней был полностью восстановлен усилиями 12 тысяч человек. Найденная под Торопцом шина 1942 года с клеймом завода, представленная на фестивале, – молчаливый, но красноречивый свидетель героического труда тех лет.
Шина от самолётного шасси, выпуск 1942 года
В мирное время Ярославский шинный завод продолжил лидировать:
Первый в СССР освоил выпуск бескамерных шин для массовых легковых автомобилей: «Победа», «Волга», ЗИМ.
Первый начал производство шин для нового народного автомобиля – «Жигули» – в 1960-е годы.
Совершил прорыв в долговечности: 20 декабря 1959 года выпущена первая шина со съемным протектором «РС» для ГАЗ-51, удваивавшая пробег.
Шина со съемным протектором
Эксперименты продолжались, включая производство шин из пенополиуретана в 1980-х, хотя эта технология не получила массового распространения.
Шина из пенополиуретана
Знаковым событием стал выпуск 200-миллионной шины в декабре 1981 года, также представленной на стенде Cordiant.
200-миллионная шина
Завод гордится не только своей продукцией, но и людьми. Именно здесь, начиная с июня 1954 года с должности браслетчицы, трудилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, чье имя 16 июля 1962 года узнал весь мир.
Валентина Терешкова во время посещения Ярославского шинного завода
Узнаваемы и цеха предприятия – они попали в кадры популярного советского фильма «Большая перемена».
Сегодня, продолжая свою славную почти вековую историю, Ярославский шинный завод динамично развивается под брендом Cordiant. Участие в фестивале «ПроДвижение» – это не только демонстрация актуальных продуктов и технологий, но и связь времен. От первой шины 1932 года и военных подвигов до инноваций 1950-60-х и современных стандартов качества Cordiant – завод остается символом стойкости, инженерной мысли и неразрывной связи с дорогами страны.
Фото: Михаил Брацило / Москультура