"Чайка" Льва Додина на сцене в Мелихово

Аватар пользователя annamis

Автор отзыва: 

Фестиваль «Мелиховская весна» открылся спектаклем «Чайка» Льва Додина. Как написано в программке: «Сочинение для сцены Льва Додина по мотивам одноименной пьесы А.П.Чехова». И это именно так! Режиссер сократил количество персонажей до 7, переставил местами некоторые сцены, отдал героям реплики других. При этом такая вольная интерпретация не уводит от Чеховской пьесы и не смотрится издевательством, наоборот, герои мне стали понятнее и ближе. Я перестала их делить для себя на «плохих» и «хороших». Каюсь, я до этого очень жалела Костю, совершенно не понимала Аркадину, презирала Тригорина, а сейчас герои раскрылись, и уже трудно навешивать ярлыки. По сути, это жизненная трагедия: не судите, да не судимы будете.

Очень интересна сценография спектакля. Мы оказываемся летом на «колдовском озере», где Костя представляет свою пьесу, а Нина сразу же обрушивает на нас известный монолог про львов и куропаток. Все персонажи выходят и рассаживаются по лодкам, лодочки качаются, норовят перевернуться, нужно быть очень осторожными - все зыбко. Так и приходится держать равновесие, чтобы не свалиться в омут жизни.

Первый раз на сцене видела Елизавету Боярскую в роли Аркадиной. Ах! Как она здесь хороша и убедительна! Нину Заречную сыграла Анна Завтур. Их борьба за Тригорина (Игорь Черневич) наполнена такой энергией, что за ней наблюдаешь, затаив дыхание.

Костик Треплев в исполнении Евгения Зайфрида получился нервным, очень потерянным, одиноким, ужасно недолюбленным, отчаянно ищущим эту любовь и свое место в жизни.

Хотя в постановке для Сорина (Сергей Курышев) брата Аркадиной осталось не так много места, но мне понравились связка Треплев-Сорин: даже небольших реплик хватает чтобы ощутить беспокойство дяди за племянника, его искреннюю любовь.

Отлично также получилась пара Медведенко (Олег Рязанцев) и Маша (Полина Севастьянихина). Медведенко часто говорит о себе словами Дорна, а любовь его к Маше выглядит не столько жалкой, сколько принимающей и по христиански смиренной.

Единственно, что в данной трактовке меня не очень убедило, это самоубийство Кости. Во втором акте перед нами уже не робкий нервный юноша, а поживший в Европе человек, как-то печатающийся, даже имеющий любовницу мужчина. В нем пропала болезненная нервность, да, не все так, как хочется, но все же. Такое ощущение, что появление Нины Заречной просто стало тригером, желанием повторить историю еще раз. Как сейчас бы сказали, просто «психанул». В общем, тут желание 100% свести счеты с жизнью я не почувствовала.

Наверное, самый сложный образ для меня – Тригорин. С одной стороны, видно, как он устал от жизни, как тяготится своей славой, при этом Борис Алексеевич – заложник профессии, вынужденный постоянно записывать, фиксировать, искать новые сюжеты. Да, он –литератор средней руки, не лишенный некой доли таланта, достаточно умный, чтобы осознавать свое место на литературном Олимпе, вернее скорее у подножия. При этом душа его, как эта плоскодонка на сцене, не так много в нее поместится чувств и собственных мыслей, с таким человеком опасно отправляться по реке жизни, слишком он ненадежен, легко перевернуться. Удивляет борьба Аркадиной и Нины за его внимание, какое-то маниакальное желание себя погубить. При этом Аркадина не наивная дурочка, ее признание в любви - лишь слова из пьесы, тем еще больше жалко Нину. Просто от скуки Тригорин губит ее, не осознавая, что это не сюжетец для очередного рассказика, а жизнь реального человека…

Очень сильная финальная сцена, пробивает до самого нутра, жестоко, но очень правдиво. Спасибо фестивалю за возможность увидеть эту легендарную постановку!
18+

Кстати, на фестивале будут представлены сразу четыре очень разных интерпретации «Чайки»: Льва Додина (Санкт-Петербург), Вероники Вигг (Тверь), Сергея Афанасьева (Новосибирск) и Се Лимина (Китай). Китайская версия будет исполнена на китайском языке с русскими субтитрами.
Следить за новостями фестивальной программы можно на сайте
Фото предоставлено организаторами фестиваля

Раздел: 

Метки: