"Женщины Лазаря" в РАМТе

Аватар пользователя annamis

Автор отзыва: 

Я купила билеты на этот спектакль еще 15 марта! Трудно понять такое желание, если саму книгу Степновой «Женщины Лазаря» я изначально оценила на 6 из 10! Сейчас, кстати, я бы ей поставила 8 из 10.
Приятно осознавать, что на какие-то спектакли билеты раскупаются за 2-3 месяца. У нас очень культурный город!
Итак, в центре сюжета гениальный ученый Лазарь Линдт, его жизнь и женщины, которые его окружали или имели какое-то значение в судьбе. Хотя его внучка, Лидочка Линдт, даже никогда дедушку не видела, но оказывается, это уже не так важно.

Я пошла на спектакль как раз за тем, что хотела увидеть более глубокое осмысление сюжета, какие-то инсайты, которые не удалось поймать мне. В чем-то спектакль отличный, а в чем-то не очень. Конечно, первое, что однозначно удалось – игра трех актрис. Нелли Уваровой, Анны Ковалевой, Антонины Писаревой. Все три играли превосходно, трудно даже кого-то одного выделить.

Проза Степновой отличается излишней витиеватостью. У автора прекрасные описания всего! Но порой для меня их слишком много, в спектакле, слава богу, времени на подобные толстовские периоды не осталось, больше сил отдано самой истории.

Действие идет 2 часа без антракта, героини говорят порой очень быстро! Для меня даже слишком быстро. Я понимаю желание режиссера Алексея Золотовицкого не делать пауз в рассказе, но пожалейте зрителей! Я сидела на 4м ряду и то не всегда все слышала! Да еще и актрисы говорили достаточно быстро. Обратила внимание, что не первый раз сталкиваюсь с очень! быстрой речью Прям очень! Это уже не игра, а какой-то конкурс скороговорок, мой мозг не успевает обрабатывать услышанное. В спектакле мне не хватило пауз и замедлений. Особенно в финале. Он показался вообще немного смазанным. Даже те, кто читал книгу, разошлись во мнениях. При достаточно бережном отношении к тексту, почему-то именно финал сработан немного неряшливо. И именно в финале мне не хватило мужской фигуры Линда. Режиссер всю историю замкнул только на женских образах, в целом актрисы вполне справлялись на сцене без главного мужчины, но все же мне в его не хватило. А в финале он был просто необходим.

Также я не согласна с главной идеей, поданной через Лидочку: «Можно сказать нет!» Но эта главная мысль – решение режиссера, если обратиться к самому роману, я бы поспорила. Но тут уж каждый видит что-то свое, хотя… Если вернуться к тому, что все три героини связаны, их судьбы так или иначе сильно переплетены, то тогда финальное «нет» относится к ним троим. Лидочка однозначно должна сказать «нет», «нет» ждали и от Галины, но какое «нет» должна была сказать Маруся?

Возвращаясь к книге, я бы сказала, что Лазарь Линдт всю жизнь любил лишь один образ – Марусю, ее он искал в Галине, ее неожиданно воплотила внучка. Лазарь не обрел любовь сыновью. Не стал любим женой, но оказался нужным внучке. Так что я бы, наверное, скорее трех Лазарей показала и один женский образ, а не наоборот. Но это, конечно, сильно зависит от восприятия романа.

Понравилось использование музыки из балета «Жизель», если еще хорошо знать либретто балета, то эти музыкальные вставки приобретают дополнительный смысл. Отличная идея использования электронных часов для обозначения года. Дело в том, что и в книге сюжет тоже рваный, перескакивающий на разные временные отрезки, поэтому идея с часами очень удачная.

Также мне понравились осыпавшиеся цифры в момент смерти героини. Не хватило образа Дома, тоже считаю ключевым. Для меня судьба Лидочки – это попытка не уйти от, а прийти в. Она идет и ищет свой дом, свое место, именно место, дом Маруси, по сути является источником жизни и возрождения.

Хотелось бы отметить сценографию. Прочитала в отзывах, что в начале мы видим балетный зал, а у меня были ассоциации с моргом, пороговым местом между жизнью и смертью, хотя балетный станок и присутствовал. Пространство постоянно меняется, преобразуется, крутящиеся створки, открывающиеся комнаты. Очень интересно и классно придумано. Как будто мы и правда вспоминаем, и вот возникает шкаф, или диван, а потом также быстро исчезает. Неизменным на сцене остается только ванна, в которой Лидочка в самом начале действия решила расстаться с жизнью. А пока ты лежишь в ванне, есть время подумать о прошлом, даже заглянуть не только в свою историю…

Несмотря на все замечания, спектакль мне понравился, он заставляет задуматься и вернуться к тексту. Режиссеру и создателям спасибо за то, что взялись за такой непростой роман.

16+
Все фото с сайта театра

Раздел: 

Метки: