Разговор без свидетеля

Аватар пользователя Анна

На Малой сцене театра "Вишневый сад" идет спектакль "Наедине". В его основу положена пьеса «Разговор без свидетеля», написанная в далеком 1980 году Софьей Прокофьевой, известной детской писательницей. При этом, в пьесе нет ничего от ее сказок, а есть психоаналитический сеанс исповеди и саморазоблачения наедине со зрителем.

Режиссер Елена Попова прочитала в пьесе «вечную драму любви и потери». Он и Она бессильны в своих порывах вернуть юность и любовь, найти выход из лабиринта высоких и низких истин и даже совершить простые поступки — мужчине встретиться с повзрослевшим сыном, женщине — выйти замуж.

Многое в спектакле противостоит фильму 1983 года, одному из лучших в творчестве режиссера Никиты Михалкова, со звездным составом, музыкой, написанной Эдуардом Артемьевым. И все же спектакль кое в чем превзошел фильм, потому что пьеса через многие десятилетия неожиданно ответила на проклятые вопросы нынешних «детей» к «отцам», последнему взрослому поколению советской эпохи. Сыну Димке, внесценическому персонажу, в эпоху перестройки и гласности будет под тридцать, и ему предстоит тяжелый выбор между путем матери и путем отца. В фильме Михаил Ульянов лепит образ негодяя и пошляка, советского карьериста и алкоголика, он с первого и до последнего кадра отвратителен. Ирина Купченко в своем «голубом» амплуа — натура утонченная и жертвенная, аристократическая красота в скромном интерьере. И невозможно поверить, что эти двое когда-то любили друг друга, что оба — из поколения шестидесятников.

В спектакле актеры Алексей и Елена Щукины, молодые и красивые люди, супруги, играют старших по возрасту персонажей, играют как исторических типов. Естественная химия между актерами сообщает конфликту новую глубину: Он и Она когда-то любили, искра чувства еще тлеет, но между портретом Хэмингуэя над тахтою и гитарой на тахте — по одну сторону комнаты, и телевизором — по другую, пролегло слишком большое расстояние.

Женщина давно в разводе, она еле справляется с бурной юностью сына. Ее хрупкое существование снова разрушает бывший муж, расстраивая брак с его же другом и сослуживцем, на которого когда-то написал анонимку. Боясь разоблачения, он виртуозно играет на чувствах женщины, ведя ее к отказу от счастья ради сына, от которого давно отказался он сам. Но и она шаг за шагом ведет его к прозрению.

Спектакль выходит за рамки семейно-психологической драмы, особенно для зрителя, вспоминающего год Олимпиады. Московский вечер поначалу тянется. Зритель долго будет рассматривать настоящие предметы из прошлого, наблюдать, как Она штопает или шьет (кому придет в голову штопать в наши дни?). Постепенно натягиваются и вдруг лопаются мучительные связи, в которых снова явлены любовь и предательство – все эти высокие истины, пропетые в шлягерах тех лет (музыка в спектакле точна до жесткости).

В пьесе заложена вторая пьеса, квартира ведь двухкомнатная. В ней намечено пока только первое действие. В комнате сына светит другой свет, играет другая музыка, стоит скелет — но не в шкафу, а обитатель скоро явится в разрушенный дотла старый мир.

«Насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом»…

 

Ирина Николаевна Арзамасцева

Д.ф.н., проф. МПГУ.

Раздел: 

Метки: