Автор отзыва:
Неделю назад в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка "Золото сарматских вождей". Существенная часть представленных на выставке экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея (ОГИКМ), которые впервые экспонируются за его пределами. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее и были известны только узкому кругу специалистов. Другая часть - предметы из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (УФИЦ РАН).
Впервые сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История». Племена сарматов соседствовали со скифским государством, а сарматские воины даже стояли на службе у скифских царей.
Мирное сосуществование двух народов коренным образом изменилось в третьем веке. Выбрав удобный момент, когда скифское царство переживало свой упадок, сарматы начали наступление на Скифию. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель и после основания своего государства Сарматы стали одним из самых сильных народов Европы того периода, а вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья.
Южно-Уральский регион, расположенный между Европой и Азией, на протяжении долгой истории был ареной контактов разного населения, особенно интенсивных в степной зоне, заселенной многочисленными группами кочевников, к которым относились и сарматы.
Как и скифы, сарматы были конными лучниками. В их колчанах находились сотни стрел с бронзовыми наконечниками.
Экспонаты, представленные на выставке были найдены при раскопках уникального Филипповского курганного могильника, расположенного на территории Илекского района, Оренбургской области. Свое название могильник получил по расположенному рядом селу Филипповка.
Реликвии, найденные учеными, являются практически единственным источником наших знаний о жизни и многообразных культурных связях древних сарматов. Этими знаниями мы обязаны двум выдающимся отечественным археологам, исследовавшим Филипповку: Анатолию Харитоновичу Пшеничнюку и Леониду Теодоровичу Яблонскому.
Первые раскопки могильника у села Филипповка были проведены Анатолием Пшеничнюком в 1986 году. Спустя два года, 1988 году, он сделал сенсационные находки, превосходившие по значимости все, что когда-либо было найдено в курганах ранних евразийских кочевников.
Раскапывая курган башкирские археологи обнаружили два тайника с нетронутым содержимым. Деревянные олени с ветвистыми рогами, обитые золотыми листами, золотая и серебряная посуда с украшениями в виде изображений зверей, золотые нашивки, бляшки – всего свыше 600 различных предметов. Высокохудожественных изделий, настоящих произведений искусства.
В одном из интервью, участница экспедиции Татьяна Сурина рассказывала, что работы велись спешно, так как техника была дана всего на несколько дней. "Во время очередного подъёма слоя земли скрепер что-то зацепил. Посмотрели – а там литой кувшин, которому машина только что неосторожно сплющила бок. Технику отогнали и стали расчищать вручную. И обнаружили нетронутый тайник. Постепенно выступавшие из-под слоя земли и песка изделия сверкали на солнце так, как может сверкать только золото".
Продолжившиеся в 1989 - 1990 годах исследования дали обширный материал по погребальному обряду и материальной культуре верхней страты раннекочевнического общества.
Основное значение Филипповки не в количестве найденного там золота, а в том, что результаты раскопок показали, что Южный Урал - не далекая провинция огромного скифо - сарматского кочевого мира, а один из его главных центров.
Медальон (сакральный символ) с изображением Мирового древа. Золото, фритта, стекло, минералы. Курган №1. ОГИКМ.
Экспедиция 2004-2014 годов под руководством Леонида Яблонского обнаружила в 14 курганах Филипповки высокохудожественные произведения антропо- и зооморфного искусства Ахеменидов и кочевников Южного Приуралья, редчайшую торевтику, бронзовые и стеклянные сосуды, украшения, наступательное вооружение и доспехи, элементы одежды и конского снаряжения, зеркала.
Зеркало. Золото, серебро, бронза. Курган №1. ОГИКМ.
Во время этих раскопок была обнаружена нетронутая могила сармата. На нем сохранились одежда и золотые украшения. В руке – серебряное зеркало.
Всего в погребении было найдено свыше тысячи предметов из серебра и золота. В том числе сделана редкая и необычная находка - массивный бронзовый котел весом 600 кг.
Котел с четырьмя ручками. Бронза. Курган №1. – Котел. Бронза. Случайная находка.
В Филипповском некрополе при раскопках 2004-2013 годов впервые были обнаружены доказательства существования обычая татуирования у степных кочевников: две каменные «палитры» - для разведения красок, использовавшихся при нанесении татуировок, железные позолоченные татуировочные и швейные иглы, костяные ложечки для разведения красок с ручками, украшенными в зверином стиле.
Огромное значение имеет комплексное изучение памятников, ведь в археологии чрезвычайно важен контекст. При исследовании предметов из Филипповского некрополя было выдвинуто много гипотез. До сих пор остаются нерешенными многие глобальные вопросы, связанные с происхождением раннесарматской культуры.
Ритуальный сосуд с симметричными протомами баранов. Серебро, золото, дерево (восстановленное). Курган №4. ОГИКМ.
Находки Филипповки могут многое рассказать о защитном доспехе сарматского воина. Панцири сарматских воинов были чешуйчатыми (железными и комбинированными) и пластинчатыми наборными (костяными), застегивались как спереди, так и сбоку при помощи системы шнуровки с ворворками на концах и железных крючков. По своему облику филипповские панцири близки скифским и, возможно, иранским ахеменидским. При раскопках был найден железный шлем с шарнирными нащечниками-наушами, являвшийся, вероятно,подражанием греческим бронзовым шлемам халкидского типа.
Одна из самых распространенных находок в захоронениях ранних кочевников - посуда. Она делится на бытовую, ритуальную и престижную. Чаще всего это деревянная и кожаная посуда, так как при кочевом образе жизни керамические сосуды не самый удобный тип посуды, они тяжелые и хрупкие. Однако известно о ней мало, органика плохо сохраняется в погребениях. От таких сосудов сохранились только золотые и серебряные оковки и накладки. В Филипповке найдено самое большое количество таких оковок - около 350.
Ручка в виде фигурки медведя на накладке с линейным орнаментом. Золото. Курган №1. ОГИКМ.
Металлическая посуда представлена изделиями из бронзы, серебра и золота. Вся бронзовая - бытовая: котлы, ковши жаровня, таз. Посуда из драгоценных металлов - предметы роскоши, определяющие статус и имеющие, вероятно, и ритуальное назначение.
Сосуд-амфора с ручкой-сливом в виде фигурки горного козла. Серебро. Курган №4. ОГИКМ
Сокровища из захоронений важны для понимания культуры сарматских племен, которые процветали в евразийской степи в первом тысячелетии до нашей эры. Сарматы были воинами-кочевниками, которые взаимодействовали с древнеперсидской цивилизацией Ахеменидов, но при этом сохраняли свою самобытность.
Курганы, разбросанные по всей бескрайней степи Южного Урала – это ключ к пониманию сарматской культуры: у сарматов не было собственной письменности, и об их образе жизни, вооружении, одежде, украшениях и духовной культуре можно узнать исключительно из материалов археологических исследований.
Использованные источники: материалы выставки, интернет ресурсы, институт археологии РАН.
P.S. Увидев один из экспонатов, у меня возник вопрос. Какое отношение к сарматам имеет Глаз Гора. Этот иероглиф в истории Египта встречается повсеместно, ведь глаз Гора или Уаджет - древнеегипетский символ. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз - Луну. Этот глаз считался могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Я задала вопрос "как эта чисто египетская вещь могла попасть на Южный Урал?" своей знакомой-археологу. Ее ответ: "Загадка. Но! Так называемый Шелковый путь, соединяющий Ближний и Дальний Восток использовали ещё в верхнем палеолите".