Автор отзыва:
В театре Н.Сац премьера. Авторский балет Кирилла Симонова "Муха Цокотуха. Школьные годы". Хотя мне было не очень понятно при чем тут школьные годы Мухи. Зачем вообще вставлять это словосочетание в название балета. И без него балет получился веселым, красивым и по детски обаятельным.
Видимо хореограф решил таким образом оправдать использование музыки Дмитрия Кабалевского, в частности Рапсодии "Школьные годы", где лейтмотивом является знаменитая мелодия песни с одноименным названием. Только делать это было совсем не обязательно. Публика дошкольного и младшего школьного возраста, на которую рассчитан чудесный 45-минутный балет, вряд ли знает и Дмитрия Кабалевского и его песню, которая во времена моего детства часто звучала по радио и с голубых экранов. Да и в произведении Чуковского ни слова о школьных годах.
И на сцене, школьные годы Мухи обозначены лишь в самом начале - стульями со столиками из конференц-зала, книгами-учебниками и чтением бессмертных стихов Корнея Чуковского.
Стихи, кстати, читают артисты балета. В перерывах между танцами. И с этой задачей они справляются великолепно. Собственно, как и со всеми остальными задачами.
С мелкой техникой, которой много в балете. С быстрым темпом танцев. Они исполняются не только точно, музыкально, но и синхронно.
С созданием целой галереи интересных образов насекомых, среди которых особо выделяется невероятным артистизмом Бабочка-красавица в исполнении Варвары Серовой. Она настолько вжилась в роль, что даже на поклонах оставалась Бабочкой. Запоминающиеся образы Паука и Комарика создали Максим Павлов и Артур Баранов. Один "выезд" последнего на "лихом коне" чего стоит. Как ни странно, но самым скучным и неинтересным персонажем была Муха, в исполнении Алевтины Касаткиной. Нельзя танцевать с отсутствующим выражением лица. Тем более когда зрители сидят практически на сцене.
Странно, чем-то инородным, выглядела вариация Бабочки-красавицы, единственная из всех второстепенных персонажей. Чем хуже Долгоносик или Колорадский жук, таких вариаций не имеющие. Но это вопрос к хореографу, а не к исполнителям.
Есть и ещё один вопрос к постановщику. Почему стихи Чуковского обрываются? Читали, читали артисты балета стихи, а после появления Комарика вдруг забыли о них. Потому что дальше нет возможности связать стихи и школьные годы? А может этого и не надо, тем более что и до этого очевидной связи не было. Балет и без этого будет интересен детям. Его смело можно рекомендовать самым маленьким зрителям для первого знакомства с искусством танца. К тому же немаловажную роль играют яркие декорации, костюмы и живая музыка. (По углам сцены, "в траве", стоят два пианино).
Фотографии предоставлены пресс-службой театра Н.Сац. Фотогра Е.Лапина