От былой красоты особняка на Кронверкском бульваре остались лишь лестница с балюстрадой и ротонда, а также Белый зал и Зимний сад. Они были восстановлены в ходе реставрации, проводимой в 80- х годах прошлого века. Подлинными в этих помещениях являются наборный паркет Белого зала и плиточный пол в Зимнем саду.
Отделка остальных комнат особняка Кшесинской была утрачена. Вернее, уничтожены - во время февральской революции здание заняли большевики, и через несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа. Некоторые из интерьеров особняка представлены на фотографиях, расположенных у подножия лестницы в вестибюле.
После Октябрьской революции в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 году ( в некоторых источниках - в 1938 году) особняк был передан Музею С. Кирова. В канун 1955 года было принято решение разместить в особняке Кшесинской Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 году был переименован в Государственный музей политической истории России.
История особняка начинается в начале XX века, когда на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Матильда Феликсовна была одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену.
Особняк был построен в 1906 году, но перебралась Кшесинская в новый дом под Рождество 1907 года. Об этом Кшесинская написала в своих воспоминаниях.
Немаловажную роль в замысле и реализации проекта сыграла сама Матильда Феликсовна. Она лично выбирала расположение и оформление комнат. Согласно замыслу балерины, в интерьерах особняка присутствовали все европейские архитектурные направления. Белый зал был оформлен в стиле ампир, угловой салон - в стиле Людовика XVI, спальня - в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон — в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две гардеробные. В одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой — театральные костюмы.
В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин собирались друзья.
Как я уже писала, от дореволюционных времен сохранилась лишь парадная анфилада залов, которая включает в себя вестибюль, аванзал, Белый зал и Зимний сад.
Вестибюль отличает античная сдержанность убранства. В его оформлении используется мрамор и бронза. В круглом аванзале (ротонде) высота помещения зрительно увеличена за счет имитации купольного свода.
Белый зал, являющийся центральной частью анфилады, был спроектирован А.И. Дмитриевым. Он выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.
Пространство зала наполнено светом, льющимся из больших окон. Свет отражается в зеркалах, исходит от хрустальных люстр, канделябров и бра, в декоре которых повторяется образ лебедя.
В Белом зале хозяйка особняка устраивала домашние праздники, концерты, балы и приемы. Среди гостей Кшесинской были певец Федор Шаляпин, балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, актер Юрий Юрьев, антрепренер Сергей Дягилев. В числе постоянных участников торжеств - великие князья Сергей Михайлович, Андрей Владимирович и другие представители династии Романовых. Здесь же, в Белом зале, М.Кшесинская репетировала.
В 2013 году в Белом зале был отреставрирован подлинный наборный паркетный пол с диагональным сетчатым и волнообразным рисунком.
Завершает анфиладу парадных залов Зимний сад, бывший неотъемлемым атрибутом богатых столичных особняков.
На керамическом полу с излюбленным стилем модерн волнообразным рисунком стояли вазы с растениями. Подлинный пол сохранился до наших дней.
Замыкает пространство стеклянный эркер, плавно соединяющий внутренние интерьеры особняка с его окружением.
Интересно, что из всех форточек только одна сквозная. Как мне рассказала служительница музея, к Кшесинской через нее прилетал белый голубь. Он исчез сразу после того, как Матильда Феликсовна покинула этот особняк в 1917 году.
В оранжерее некоторое время жила белая козочка, с которой Кшесинская выходила на сцену в балете "Эсмеральда".
Расположенные напротив эркера двери выходили в гостиную.
Из гостиной открывался вид на сад, расположенный около дома.
Кроме гостиной, в соседнем с Белым залом помещении располагалась столовая. Здесь также проходили приемы и торжественные обеды. Сейчас в этих залах представлена экспозиция посвященная М.Горькому.
Зал, где ныне располагается экспозиция, посвященная Матильде Кшесинской, в прошлом состоял из двух помещений: кабинета и бильярдной.
Значительное место в экспозиции отведено материалам о создании «дома» М.Ф. Кшесинской. Здесь представлены чертежи и рисунки здания, ставшего одним из шедевров стиля «модерн», многочисленные фотографии интерьеров особняка. «Дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания», - писала впоследствии Матильда Кшесинская, которая до последних дней жизни не переставала вспоминать, каким замечательным был ее петербургский особняк.
Другой раздел экспозиции посвящен балетному искусству М. Кшесинской. . На экспозиции представлены фотографии, запечатлевшие Кшесинскую в наиболее значительных балетных постановках. Здесь же демонстрируются снимки партнеров Кшесинской, которыми в разные годы были такие выдающиеся танцовщики, как П.А. Гердт, братья Н.Г. и С.Г. Легат, В.Ф. Нижинский и П.Н. Владимиров.
В экспозиции представлены фотографии и других знаменитых балерин, блиставших на российской сцене в конце XIX - начале XХ веков. С некоторыми из них, например, с Тамарой Карсавиной, Матильду Феликсовну на протяжении почти всей жизни связывали теплые дружеские отношения. А вот с Анной Павловой все обстояло значительно сложнее, с большим элементом ревности и соперничества.
В зале демонстрируется специально созданный студней «Никола-фильм» видеофильм «Возвращение Матильды» где рассказывается о событиях из жизни знаменитого особняка.
Среди экспонатов два платья Матильды Феликсовны. Одно - ее балетное шелковое платье. Второе - реконструкция концертного костюма, для балета "Камарго".
Спокойная и комфортная жизнь Матильды Феликсовны Кшесинской была прервана событиями революции 1917 года.
27 февраля балерина с сыном Владимиром покинула свой уютный особняк. Спустя время, 13 июля 1917 года, Кшесинская навсегда покинула Петроград, а в феврале 1920 года и Россию.
Анфилада парадных залов была восстановлена на основании чертежей и рисунков А.И. Гогена и А.И. Дмитриева, фотографий и воспоминаний современников в 1987 году.
В настоящее время особняк является объектом культурного наследия федерального значения.