"Спящий принц" в МХТ им. Чехова

Аватар пользователя Анна

Автор отзыва: 

Считается, что у беспристрастного театрального обозревателя не может быть любимых актеров. Однако я не стану лукавить и сразу же признаюсь, что очень люблю Дмитрия Назарова. На спектакль МХТ "Спящий принц" по пьесе Теренса Рэттигана я шла для того, чтобы увидеть именно его.

Забегая вперед, скажу сразу же, что в постановке также играют талантливые молодые актеры — особенно хочется отметить Кузьму Котрелёва в роли короля Николаса и Марию Сокольскую в роли его невесты Луизы.

Английский драматург Теренс Рэттиган написал "Спящего принца" в 1953 году, но, слушая текст, просто невозможно поверить, что его сочинил современник, допустим, Ремарка и Селина. Он сделан по лекалам комедии (так и хочется написать — буржуазной), которая господствовала в Европе гораздо раньше, перед началом первой мировой войны.

Мистер Моэм, мастер этого типа пьес, ехидно написал в своей автобиографии, что, глядя тогда на афишу, можно было изумиться количеству титулованных персонажей. В "Спящем принце" герой Назарова — регент при несовершеннолетнем короле, фактически правитель страны, которая (вот новость-то) не очень довольна его правлением и порывается взбунтоваться. Юный король (Кузьма Котрелёв) полон благих намерений и вообще очарователен. Придворные дорожат своими местами, а потому всячески стараются угодить правителю — даже если он пожелает закрутить роман с неподходящей и совсем не нетитулованной особой.

В пьесах этого типа обязательно есть любовная интрижка (так и хочется написать — легковесная). Если сравнивать текст Рэттигана, к примеру, с французскими пьесами, приходится констатировать, что все, что связано с любовной линией, прописано у него более пресно. Впрочем, возможно, это связано с тем, что изначально пьеса была приурочена к коронации ныне здравствующей королевы Елизаветы, и потому от автора среди прочего требовались такт и сдержанность. Играли, кстати, в той постановке Лоуренс Оливье и Вивьен Ли.

"Спящий принц" — крепко сделанная пьеса, которая порадует зрителя, если ее разыгрывают хорошие актеры. Есть пьесы, которые волнуют, которые задают какие-то вопросы. Комедия Рэттигана создана скорее для отдыха. В ней говорится о вымышленной стране и вымышленном времени, но это явно эпоха до 1914, когда мир не знал больших войн — прекрасная эпоха, belle époque, как говорят французы. И по-своему символично, что пьеса увидела свет именно в 1953 году, когда после череды великих потрясений казалось, что теперь-то все обязательно будет хорошо.

Раздел: