Спектакль «Палачи» - кто маньяк, а кто жертва?

Автор отзыва: 

Палачи

Премьера пьесы Мартина МакДонаха «Палачи» состоялась в 2015 году, и лондонские издания тут же окрестили ее «самой черной комедией жанра». Произведение пользуется успехом, сегодня свою версию представил Новокузнецкий драматический театр.

Сразу хочется сказать о пространстве, придуманном Константином Соловьевым. Интересно реализован показ происходящего с помощью экранов, благодаря которым можно увидеть игру актеров в деталях и с разных точек. При этом «трансляция» ведется не постоянно, а в определенных реперных точках действия, не надоедая зрителю и подчеркивая важные моменты. Такой прием не нов, но, конечно, очень эффектен, требует высоко профессиональной работы. Отмечу также отлично подобранную музыку, интересный ход с живым хором, который появляется между сценами. Исполняемые песни звучат то жутко, то в стиле фолк, то в стиле каких-то религиозных, я бы сказала американских, песнопений. В целом, спектакль визуально притягателен, «вкусен», его интересно смотреть. Я пишу про сценографию сразу, так как в этой постановке проделана колоссальная работа с пространством, светом и музыкой и это первое, на что обращаешь внимание.

Палачи

Теперь про сам спектакль. В первой сцене мы видим тюремную камеру, 1963 год, палач Гарри Уэйд со своим помощником Сидом исполняет приговор и вешает человека по имени Хеннесси, который до последних минут кричит о своей невиновности, произнося проклятия в адрес Гарри. Жутковатая сцена заканчивается мигающим светом, исчезающими героями и появлением человека-оленя, который заглядывает в зияющий люк на месте казни. Олень будет появляться исчезать на протяжении всего спектакля, символизируя смерть и рождение по ирландской мифологии.

Палачи3

Дальше мы переносимся в 1965 год в город на севере Англии. Теперь камера трансформируется в часть паба, и основное действие перемещается правее за барную стойку.
Кстати, потом бывшая камера станет еще одним кафе, но зритель до конца спектакля будет помнить о том, что изначально все-таки это пространство было камерой, поэтому, когда в течение спектакля действие будет переноситься в это пространство, будет всегда тревожно и некомфортно.

Палачи4

Из-за отмены смертной казни Гарри вынужден поменять профессию: из палача он превращается во владельца пивнушки, проживающего вместе со своей женой Элис и пятнадцатилетней дочерью Ширли, «вечно ноющей» и стеснительной девушкой.

Каждый вечер постоянные посетители и друг Гарри инспектор полиции собираются за барной стойкой, чтобы обсудить новости, пошутить, пропустить пару кружек пива. Это место для своих, тут редко можно увидеть новое лицо.
В один из дней в паб приходит журналист (Артём Четыркин) и пытается взять у Гарри интервью по поводу отмены смертной казни. Сначала бывший палач отказывается даже разговаривать с журналистом, но сожаление об ушедших временах и упоминание о главном конкуренте и палаче №1 в Англии Пьерпонте развязывает язык.

Палачи5

В это же время в пабе появляется очень странный посетитель по имени Питер Муни (Андрей Грачев). Сначала он просит сдать ему комнату, но взрывается на невинные замечания, при этом открыто и демонстративно флиртует с дочерью Гарри, Ширли, которая позже, пропадает без вести.

Персонаж Гарри Уайд в исполнении Андрея Ковзеля – человек, уверенный в своей правоте, тщеславный, он достаточно грубо ведет себя с родными, затыкает рот и постояльцам бара. Он все всегда делает основательно и правильно, «никто из клиентов не жаловался». Но МакДонах делает намеки на то, что чувствует герой: неуверенность в том, что он лучший, что не было судебной ошибки, что убийца по делу Хеннеси действительно был найден. Андрей Ковзель подчеркивает неуверенность своего героя и скрытые конфликты, нося на протяжении всего спектакля специальную каппу, из-за которой рот кажется немного перекошенным. Конечно, зритель вряд ли это увидит, тем не менее прием работает и дополняет образ.

Палачи7

В этой пьесе особенно ярко проявляется МакДонаховский принцип – тут все не те, чем кажутся на первый взгляд. Если палач Гарри Уэйд, то почему в названии «палачи»? А Муни, это воскресший маньяк? Или он просто заигрался? Тогда откуда он в таких подробностях знает дело Хеннесси? Что за подробности про пропавшей недавно девочке?

Помощник Гарри Сид (Александр Коробов) слишком хорошо знает про все смертные казни, у него есть обида на своего бывшего коллегу, оказывается, он знаком с Питером Муни, у них какие-то свои делишки. Может он совсем не тот, кем кажется?

И подобных вопросов по ходу действия очень много! Зрителя все время водят за нос, и узнавая новые подробности, мы, как присяжные, должны вынести окончательное решение. Однако в этом сила пьесы, что однозначного ответа не будет: вам придется самим разобраться в том, что же произошло на самом деле.

В какой-то момент совершится убийство, а может самоубийство или несчастный случай? Но большинство воспримет это достаточно буднично: основная проблема – куда спрятать тело, а не угрызения совести. «Он уже не странный, он уже никакой» - произнесенная спокойным будничным тоном фраза напугала меня больше всего. И все-таки это комедия, вам будет «жутко и смешно» одновременно.

Палачи2

Конечно, можно сказать, что пьеса о несовершенстве судебной системы, о смертной казни как таковой, о том, что не бывает бывших в своей профессии и в случае нестандартной ситуации, палач проснется. Для меня же этот спектакль еще и о демонах, которые сидят внутри нас, и «да не суди и не судим будешь».

Анна Миславская
Фото: Вадим Балакин

Раздел: 

Метки: