«Ложные признания»: блеск и очарование Мариво в театре им. Пушкина

Аватар пользователя Анна

Автор отзыва: 

Пьер Карле де Шамблен де Мариво – французский комедиограф первой половины XVIII века, чьи пьесы – плоть от плоти блестящей, элегантной, галантной эпохи. Его герои и героини так же галантны, изящны и хорошо воспитаны – о чем они никогда не забывают. Их диалоги очаровательны (в оригинале это более заметно), так что литературоведы даже изобрели для них термин «мариводаж».

…И что, черт возьми, со всем этим богатством делать на нашей сцене? Ведь наш излюбленный тип комедии – совершенно иной. Мы привыкли, что у нас либо смех сквозь слезы, либо острая сатира, либо трагикомедия, вгоняющая в тоску. А Мариво – весь – совершенно о другом. Он похож на изящную безделушку, на шкатулку с секретом, к которой не знаешь, как подступиться.

И то, что режиссер Евгений Писарев сумел подобрать ключ к этой шкатулке, не ломая ее, просто замечательно. При этом он перенес действие приблизительно в наше время (мебель на сцене в стиле ар деко, а гаджеты современные) и постарался сохранить максимум оригинального текста, что в случае с этим драматургом особенно важно.

Но успех режиссера был бы неполон без поддержки блестящих актеров. Это в первую очередь Виктория Исакова в роли прелестной Арминты, Вера Алентова в роли ее эксцентричной матушки, Анна Бегунова в роли компаньонки Мартон и Андрей Заводюк в роли колоритного интригана Дюбуа.

Андрей Заводюк – великолепный актер: каждый жест у него именно такой, какой должен быть, и  самую незначительную фразу он способен произнести так, чтобы вызвать отклик у зала. Виктория Исакова хороша во всех смыслах, ей очень идет играть героиню такого типа – влюбленную, сомневающуюся и опять влюбленную в героя Федора Левина.

Сюжет? Он, она, любовь, интриги, деньги, опять любовь, опять деньги: хотя Мариво предпочитает писать только о любви, он не витает в облаках и прекрасно знает, как устроена жизнь. Но своим знанием он не размахивает, как топором, и не утомляет констатацией всем известных фактов.

Сценографически спектакль выстроен так, что место действия меняется быстро, как в кино, и это тоже большая удача: взятый темп не снижается ни на мгновение. Единственное, что можно пожелать театру – чтобы напечатали больше программок (я не смогла купить – все разобрали).

Раздел: