XIII Международный виолончельный фестиваль VIVACELLO - концерт в БЗК

Автор отзыва: 

Давид Герингас

Международный фестиваль VIVACELLO - единственный фестиваль в нашей стране, посвященный виолончельной музыке.

Уникальность фестиваля заключается в том, что виолончель представлена в совершенно разных ипостасях. VIVACELLO в полной мере раскрывает многогранность инструмента, которую всегда подчеркивал и доказывал великий Мстислав Ростропович.

Так, 12 ноября на сцене Концертного зала им. Чайковского виолончель звучала в составе квартета вместе с другими струнными смычковыми инструментами и фортепьяно, а 17 ноября в Большом зале Московской консерватории я слушала дуэт виолончели и фортепьяно.

В этот вечер виолончель была в руках выдающегося виолончелиста - ученика Мстислава Ростроповича, победителя IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, почетного профессора ряда ведущих музыкальных вузов мира - Давида Герингаса.

Партию фортепьяно исполнял лауреат восьми международных конкурсов, награжденный специальным призом XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского - Филипп Копачевский.

Обладатель чрезвычайно разностилевого репертуара, знаток старинной музыки и энтузиаст авангарда, Давид Герингас в этой программе сосредоточился на немецко-австрийском романтизме.

Открывала вечер соната Франца Шуберта «Арпеджионе», написанная им для инструмента, давно исчезнувшего из музыкального обихода, - арпеджионе (гибрида гитары и виолончели).

Затем мы услышали виолончельные переложения Давида Герингаса четырех песен Густава Малера, созданных на исходе романтического века: «Изначальный свет», «Проповедь Антония Падуанского рыбам», «Я потерян для мира» и «Шел я утром средь полей». Из гениальных вокальных миниатюр австрийского композитора Давид Герингас составил своеобразную лирико-философскую сюиту на темы о смысле жизни и тайне смерти.

Второе отделение концерта открыл романс для виолончели и фортепьяно фа мажор Рихарда Штрауса. Это сочинение еще начинающего композитора, полное юношеского обаяния.

А после него прозвучала роскошная, виртуозная соната Феликса Мендельсона – Бартольди , в которой сполна проявилось зрелое мастерство автора.

«На бис» были исполнены две песни «Morgen!» и «Cäcilie» из раннего цикла четырёх песен (Opus 27) Рихарда Штрауса, который, как я узнала из ineta, был посвящением и бесценным подарком певице Паулине Марии де Ане ко дню их с Рихардом свадьбы, состоявшейся 10 сентября 1894 года в Марквартштайне.

«Романсы Штрауса из Opus 27 – невероятные! Мне всегда хотелось играть их на виолончели», - этими словами Давид Герингас предварил свое исполнение. А еще рассказал, что Мстислав Рострапович был весьма удивлен тем, что он играет эти романсы.

На вечере памяти Мстислава Ростраповича, который проходил во Франкфурте, Давид Герингас сыграл романс для виолончели Рихарда Штрауса, который Маэстро не мог слышать при жизни, надеясь, что «оттуда» он все же его услышит…

Публика всё не отпускала музыкантов со сцены и они исполнили еще отрывок из симфонической поэмы все того же Рихарда Штрауса «Дон Кихот», перед исполнением которого Давид Герингас сказал, что «штраус» по немецки – «букет» и, действительно, букет эмоций есть во всех операх и симфонических поэмах композитора, но для виолончелистов очень важна именно эта поэма, в которой Штраус поручил роль Дон Кихота виолончели!

Это произведение дорого Давиду Герингасу еще и потому, что в стенах Московской консерватории он получил наставление от гениального режиссера и исполнителя роли Дон Кихота – Мстислава Растроповича!!!

Давид Герингас играл несколько раз эту поэму с Владимиром Гергиевым, который обратил внимание, что он играет ее как оперную партию, на что Давид ответил «Да, у меня был прекрасный режиссер».

Вот на такой высокой ноте и закончился один из самых запоминающихся концертов фестиваля VIVACELLO.

Текст и фото: Елена Смирнова
 

Раздел: 

Метки: