Автор отзыва:
Война и мир". Лев Толстой, Римас Туминас, лучший роман Толстого, лучший московский театр.
Здесь больше мира, чем войны: перед нами спектакль — без Кутузова, без Наполеона, даже без хрестоматийного Аустерлица. Нет Платона Каратаева, нет Долохова, зато есть сам Толстой, который степенно проходит через сцену на заднем плане.
Князь Андрей (Виктор Добронравов) и Наташа (Ольга Лерман)
В своем лучшем — как я считаю — спектакле Римас Туминас подчеркнуто аскетичен и минималистичен. Это его личное размышление о жизни, о смерти, об одиночестве души. Особенно, может быть, об одиночестве.
Лиза (Мария Бердинских) и князь Андрей (Виктор Добронравов)
Одинок князь Андрей, подчеркнуто отстраненный от всех — почти от всех — и только изредка сокращающий дистанцию с самыми близкими людьми — сестрой, отцом, Наташей, Пьером. Одинока Наташа на своем первом и главном балу. Одинок Николай Ростов на поле битвы, протыкающий штыком пустые шинели. Одинок Пьер со своей неудачной женитьбой и пленом.
Пьер (Павел Попов) и Элен (Анна Антонова)
А, например, те, кто обладают даром портить жизнь всем, кто с ними соприкасается — Курагины — отнюдь не одиноки: они всегда вместе, всегда стоят друг за друга горой, не обременяя себя рассуждениями о морали или совести. То же самое можно сказать о представителях высшего света, сплоченных и бездушных, как стена на сцене.
Анатоль (Владимир Логвинов), князь Курагин (Владимир Симонов) и князь Болконский (Евгений Князев)
Стена является единственной декорацией спектакля. Иногда она откатывается вглубь сцены, отступает, иногда прижимает героев к авансцене (как в эпизоде знакомства Наташи с Анатолем). Можно считать ее даже неназванным, но зримо присутствующим героем спектакля.
Князь Андрей (Виктор Добронравов) и ушелец (Артем Пархоменко)
Еще одним необычным героем можно назвать персонажа, который в списке значится как "ушелец", хотя, вероятно, это сама судьба. Или смерть (именно он подносит князю Андрею гранату, которая оборвет его жизнь).
Минимализм спектакля и в метафоричности тех немногих объектов, которые появляются на сцене. Одно растение в кадке - оранжерея. Ружье со штыком и несколько шинелей — бой и, шире, вся война. Канистра бензина и спичка — пожар Москвы и, шире, пожар народной войны. Бал, на котором никого нет, кроме Наташи и ее одинокого вальса — и внезапно к ней присоединяется князь Андрей, и в их недолгом кружении — все счастье, которое будет им отпущено.
Княжна Марья (Екатерина Крамзина)
Цветовая гамма костюмов тоже минималистична. Серый, черный, белый, серый. И белое платье Наташи. И белый мундир Андрея. И зеленая накидка Сони, своим цветом словно воплощающая все ее юные надежды, которые жизнь безжалостно разобьет. И бирюзовое платье княжны Марьи в сцене сватовства.
Пятичасовой спектакль вместил в себя многое из романа — но многое осталось, так сказать, за кадром, и это касается не только отсутствующих в инсценировке персонажей. На сцене нет ни свадьбы Николая Ростова с княжной Марьей, ни брака Наташи с Пьером, и даже Элен исчезает как-то незаметно, словно ее вообще никогда не было.
Что касается актеров, то я видела два представления с разными составами. Гениально сыграл старого князя Болконского Евгений Князев. Звезда театра им. Вахтангова Ольга Лерман и студентка Ксения Трейсер играют Наташу в одном ключе, и обе очень хороши. А вот князь Андрей Виктора Добронравова, на мой взгляд, отличается от князя Андрея Юрия Поляка: первый старше и "кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей", второй — ледяной принц, учтивый и холодный. Очень точно попал в образ Анатоля Владимир Логвинов, замечательно играют Павел Попов (Пьер), Юрий Цокуров (Николай Ростов), Андрей Ильин и Сергей Маковецкий (граф Ростов). Но вообще перечислять актеров можно долго, потому что даже такие сравнительно небольшие роли, как Вера (Ася Домская) или княжна Марья (Екатерина Крамзина, Полина Чернышова) сыграны очень хорошо.
Ростовы (Соня - Мария Волкова, Наташа - Ксения Трейсер, графиня - Ирина Купченко, граф - Сергей Маковецкий)
Фото автора