Автор отзыва:
"Что слышно в нашем шатком государстве?" "И впрямь оно шатается, милорд"
Уильям Шекспир — это гора Эверест. Вершина, на которую все в театральном мире мечтают взобраться, но многие по пути туда — выражаясь метафорически — ломают руки, ноги и прочие части тела, и большинство так и не достигает цели. Александр Домогаров сумел Эверест покорить.
Совсем не случайно его герой в открывающей спектакль сцене играет на пианино. Ведь Ричард, герцог Глостер, младший брат английского короля, играет на страстях людей еще искуснее, чем на музыкальном инструменте. Он умеет привлечь к себе и очаровывает даже недавних врагов, таких, как леди Анна, которая по его милости потеряла всех, кого любила. И только самый близкий человек, мать Ричарда, видит своего сына насквозь и не обольщается, что бы он ни говорил и кем бы ни притворялся.
Постановка Нины Чусовой удачно сочетает Шекспира и современность, не оскорбляя при этом ни самого Шекспира, ни здравый смысл. Помимо Ричарда — Домогарова, о котором словами из другой шекспировской пьесы можно сказать: "король, до кончиков ногтей король", хочется прежде всего отметить совершенно потрясающую Ольгу Остроумову в роли его матери. Их совместные эпизоды — жемчужина спектакля, и это тот самый случай, когда жалеешь, что общих сцен не было еще больше.
Свернуть
Очень хороши леди Анна — Дарья Емельянова, Тиррел — Владимир Прокошин и Бекингем — Виталий Кищенко. Последний был так харизматичен, так энергичен и блестящ, что поневоле диву даешься, почему Ричард не казнил его гораздо раньше: ведь ясно же, что такой человек неминуемо должен сам претендовать на престол и наверняка создаст немало хлопот.
Спектакль состоит из двух частей: первая — триумф Ричарда, вторая — его трагедия. Между ним и троном, казалось бы, непреодолимые препятствия, хотя бы с точки зрения порядка престолонаследия: у короля Эдуарда двое сыновей, затем есть средний брат короля Кларенс, у которого тоже дети, и только потом идет Ричард, герцог Глостер. Однако Ричард, прокладывая себе путь по трупам, восходит на трон. И тут-то выясняется, что завоевать — одно, а удержать — совсем другое, и что удержать завоеванное гораздо труднее. В итоге Ричард терпит поражение не потому, что убивал, а потому, что убивал на самом деле недостаточно, не тех, потерял драгоценное время, не сумел устранить последнего претендента на трон и позволил врагам сплотиться против себя.
Единственным, на мой взгляд, недочетом является несоответствие костюмов ситуации, которое встречается в нескольких сценах. Я совершенно не против эклектики, когда, например, королева ходит в платье, напоминающем о моде начала двадцатого века, однако король в мантии и семейных трусах — это, может быть, смело, но совершенно не нужно. Броский наряд леди Анны в сцене объяснения возле могил тоже стилистически не соответствует происходящему.
Напоследок добавлю несколько слов о составах. В том спектакле, который я видела, король Эдуард - Михаил Филиппов, Кларенс - Марк Вдовин, королева Елизавета - Яна Львова, леди Анна - Дарья Емельянова, Бекингем - Виталий Кищенко, Хестингс - Алексей Гришин, Стенли - Дмитрий Щербина, епископ - Виктор Гордеев, Тиррел - Владимир Прокошин, Риверс - Митя Федоров, Ричмонд - Павел Усачев. Екатерину Гусеву в роли королевы я не видела, некоторым, возможно, захочется видеть именно ее.
В некоторых обзорах я прочитала, что постановка идет по переводу Анны Радловой. Однако в программке черным по белому написано, что переводчик - Михаил Донской. Текст претерпел некоторые изменения, в основном в части сокращения лишних сцен и некоторых эпизодических персонажей; например, все духовные лица сведены в одно - епископа, вместо всех убийц действует Тиррел и т.д.
В первом отделении в сцене выборов в зале разбрасывают листовки. Если кто-нибудь хочет заполучить такую листовку, как сувенир, ему лучше садиться поближе к сцене, в первые ряды партера.
На мой взгляд, этот спектакль из разряда тех, которые нужно увидеть обязательно. Если бы у меня была привычка, как у некоторых, отмечать качество постановки баллами или чем-то подобным, "Ричарду III" я бы поставила 5 из 5. Безусловно, это одна из лучших ролей Александра Домогарова - а может, просто лучшая.
Возрастное ограничение 16+
Фото с сайта mossoveta.ru, фотограф Елена Лапина