Открытие четвертого сезона Зала Зарядье

Автор отзыва: 

Зарядье

В Москве немало самых разных концертных площадок и одно из лидирующих мест среди них, безусловно, занимает расположенный в природно-ландшафтном парке «Зарядье» инновационный филармонический концертный зал, открывший 4 сентября свой, вот уже четвертый, сезон.

В начале лета в Большом зале смонтировали акустические шторы – целый комплекс для идеального звучания инструментов с использованием электронного звукоусиления, ведь в новом сезоне здесь ждут приезда звезд музыкального Олимпа - Джойс Дидонато, Kronos Quartet, Камерного оркестра Концертгебау, дирижёра Джованни Антонини и его коллектива Il Giardino Armonico, Йэна Бостриджа, Лены Белкиной и Макса Эмануэля Ценчича!!!

Четвертоый сезон открылся первым и единственным концертом в России одного из самых ярких молодых дирижеров, всемирно известного немецкого дирижера Грегора Майерхофера вместе с оркестром musicAeterna Теодора Курентзиса.

Однако, Грегор Майерхофер не только дирижер, но еще и композитор. Первым номером в программе концерта стоял его собственный опус Insect Concerto, написанный по заказу Всемирного фонда дикой природы (WWF) с целью привлечь внимание к проблеме стремительного вымирания насекомых.

«Insect Concerto - это композиция, в которой солистами выступают самые разные насекомые: сверчки, цикады, жуки, пчелы, стрекозы, муравьи, а их ритмы и «мелодии» превращаются в новую музыкальную вселенную».

Примечательно, что для премьеры этого сочинения в местном парке изловили сверчков. Они стрекотали свою партию в террариуме, оборудованном звукоусиливающей аппаратурой. Однако потом, «чтобы не мучить насекомых, ради которых всё и затевалось», композитор сделал версию для скрипки соло и оркестра. Её и исполнил оркестр musicAeterna.

«Концерт насекомых», а именно так переводится Insect Concerto, длится всего лишь десять минут. Он настолько оригинален и ни на что не похож, что производит очень сильное впечатление, настолько хорошо композитору удалось инструментальными средствами передать жужжание, стрекотание и взмахи крыльев кузнечиков, цикад и прочих насекомых. Браво!

Скрипичная группа оркестра расположилась перед началом концерта в проходе между партером и амфитеатром, на сцене же были только солист - Владислав Песин и несколько виолончелей и контрабасов. Затем, через какое-то время все «насекомые» слетелись на сцену.

После бурных оваций концерт продолжили живописные, насыщенные звукоизобретательными приемами, «Морские интерлюдии» из оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс».Это произведение нечастый гость в российских концертных программах. Эстетская музыка, быть может, чем-то отдаленно родственная «Морю» Клода Дебюсси.

Грегор Майерхофер включил в свою программу абсолютно разные по стилю сочинения трех исторических эпох - во втором отделении концерта была исполнена Девятая симфония Антонина Дворжака «Из Нового Света», (Adagio — Allegro molto, Largo, Molto vivace, Allegro con fuoco), которую считают вершиной его симфонического творчества. Уникальный характер последней симфонии композитора придает слияние исконно чешских и новых американских истоков. «Я стремился воспроизвести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мелодий. Я не взял ни одной из этих мелодий ... Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гармонизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития», - так писал о своем сочинении сам Дворжак.

Знаменитый оркестр musicAeterna, основанный в 2004 году дирижером Теодором Курентзисом, в состав которого входят музыканты из 12 стран и 20 городов России блестяще исполнил все прозвучавшие в этот вечер произведения, еще раз доказав свою виртуозность.

Работа за дирижерским пультом Грегора Майерхофера - весьма динамичная, немного даже экспрессивная, отличается от привычного оркестру стиля Теодора Курентзиса.

Невысокий, худощавый, с улыбкой, не сходящей с лица весь концерт, Грегор весь вечер излучал такое обаяние, что совершенно очаровал гостей Зала Зарядье и его очень долго не хотели отпускать со сцены!

При этом, каждый раз выходя на поклоны, Грегор Майерхофер выражал свою искреннюю благодарность оркестру musicAeterna, чьим исполнением остался крайне доволен!

Елена Смирнова

Раздел: 

Метки: