Музей-панорама "Бородинская битва" реставрирует легендарное полотно

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Бородинская битва

Живописная панорама "Бородино" была создана в 1912 году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Профессор Петербургской Академии художеств и известный баталист Франц Алексеевич Рубо писал панораму в Мюнхене в течение 11 месяцев. Длина полотна - 115 метров, высота - 15 метров. Таким образом, площадь холста - 1725 кв.м. Общий вес холста с красочным слоем превосходит 3 тонны. В августе 1812 года в присутствии императора Николая II состоялось торжественное открытие панорамы в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. Полотно много раз перевозилось с места на место, а в 1967 году пожар уничтожил часть панорамы. В данный момент проводится проект "Открытая реставрация 2019-2023", с которой познакомили журналистов. Проект "Открытая реставрация" реализуется при поддержке Правительства Москвы в Музее-панораме "Бородинская битва" с 2019 года. Идея проекта заключается в проведении всего комплекса работ по реставрации художественной панорамы Франца Рубо "Бородино" непосредственно в музее без демонтажа полотна в присутствии посетителей.

В 2020 году завершился первый этап проекта - исследовательский, когда в ходе реставрации авторского фрагмента панорамы площадью 3 кв.м. из фондов музея проводилась отработка методики. Фрагмент изначально был частью панорамы "Бородино" и носит условное название "Всадники". "Всадники" были спасены из пожара 1967 года и представляют уникальный материал для специалистов, так как хранят следы всех технических и художественных реставраций, которым панорама подвергалась за время своего бытования. Это один из четырёх фрагментов, авторской живописи Ф.А.Рубо, которые не были использованы реставраторами для восстановления панорамы в 1967 году. Фрагменты хранились накатанными на валы.

02. Спасённый из огня фрагмент "Всадники". Вверху большое чёрное пятно - след от пожара

Работая с фрагментом "Всадники", основной своей задачей реставраторы видели максимально соответствовать, при выполнении всех этапов реставрационной работы, предполагаемой методике, выработанной для аварийного фрагмента Рубо на панораме "Бородино".

03. Так полотно выглядит вблизи. Виден шов

Все реставрационные процессы были проведены вертикально.

04. Полотно вблизи

Учитывая гидрофильные свойства глютиновых клеев, для раздублирования в вертикальном положении использовался парогенератор. Размягчённый осетровый клей удалялся механически, после чего участок рабочей поверхности отпрессовывался прижимными пластинами. В качестве грунта для вставок было принято решение использовать современные высокоэластичные грунты. Один из самых важных вопросов - способ дублирования фрагмента Рубо в панораме. Для выбора наиболее приемлемого материала и методики были проведены эти работы и изучен мировой опыт дублирования панорам.

05. Полотно вблизи

В декабре 2020 года результаты первого этапа и методика дальнейшей реставрации представлены международному сообществу на заседании The International Panorama Council (Международный совет панорам)

06. Полотно вблизи

Владимир Андреевич Преснов - директор Музея-панорамы "Бородинская битва": "Реставрация любой панорамы - это уникальное явление. В 2014 году мы столкнулись с этой проблемой, обследовали полотно и пришли к выводу, что оно находится в крайне удручающем состоянии. Не хотелось закрывать панораму, не хотелось оставлять людей без этого явления. Проект, который мы разработали - это "Открытая реставрация". В мире ещё не было ничего подобного".

07. Владимир Преснов

08. Состояние полотна

09. На этих подпорках держится часть панорамы с пушками, домами, рельефом

10. Отсюда, из-под гигантской "летающей тарелке" люди любуются панорамой

11. Панорама вблизи

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: