Автор отзыва:
Что нужно для того, чтобы написать хороший мюзикл, как организовать его производство и работу режиссёров и актёров? Об этом вам расскажет книга Кима и Валерии Брейтбургов "Мюзикл: искусство и коммерция", презентация которой прошла в МХАТ им. М.Горького.
Ким Брейтбург создатель легендарной советской группы "Диалог", продюсер таких проектов как "Народный артист", "Битва хоров", " Секрет успеха". Его песни исполняют Филипп Киркоров, Лариса Долина, Александр Панайотов и другие звёзды нашей эстрады. Помните "Петербург - Ленинград" с Гурченко и Моисеевым. Это тоже музыка Кима Брейтбурга.
Его жена - Валерия Брейтбург является доцентом кафедры эстрадно-джазового пения в Академии им. Гнесиных. Её ученики тоже пришли на презентацию книги.
Валерий Брейтбург: "Жизнь научила тому, что театра развлекает, а развлекая, помогает жить... Первая глава - это история мюзикла, где говорится как и каким способом он получил своё развитие.
Вторая глава говорит о работе авторов над созданием мюзикла. Я сам автор мюзиклов и ряда сюит, которые исполняла рок-группа "Диалог". В этой главе мы постарались дать критерии оценок, основные законы создания произведений, написанных в этом виде музыкального театра.
Третья глава касается принципов сотрудничества. Мы знаем, что мюзикл очень корпоративный вид творчества, где от многих людей зависит конечный результат. Я ставлю на первое место роль креативного продюсера. В России эта профессия пока что не очень привилась.
Глава четвёртая говорит о работе режиссёра в мюзикле. Я имел большой опыт общения с разными режиссёрами, с молодыми и не очень молодыми, и разговаривал с режиссёром у которого были за плечами постановки более ста драматических спектаклей, мюзиклов. Я спросил, отличается ли постановка спектакля от постановки мюзикла. Он ответил, что ничем не отличается. Я считаю, что эта точка зрения ошибочна. У мюзикла свои неповторимые специфические черты. И если этому не учат в наших театральных вузах, то это, скорее, наша беда.
Следующая глава говорит о работе актёров в мюзикле. Тоже есть большие вопросы. Мы с женой в течение одиннадцати лет работаем, в основном в провинциальных театрах в городах-миллиониках, где работают выпускники наших театральных вузов. И когда мы начинаем с ребятами разговаривать, то очень удивляемся тому, чему их учили четыре года, а иногда и шесть лет. Они мало что видели, они мало что знают, они мало информированы о том, что происходит в мире, какие бывают мюзиклы, какие у них названия, как мюзиклы делятся на категории. Они являют собой образцы некомпетентности. Мне кажется, это отсутствие любопытства. Мне кажется, что в нашей актёрской среде любопытство - дефицит. То есть люди, к сожалению, нелюбопытны. Мне кажется, что, даже несмотря на изнурительную работу, можно найти два часа, чтобы почитать книги, посмотреть интернет, поинтересоваться чем-то, связанным с твоей профессией. К сожалению это очень редкий случай. В этой главе даны какие-то основные методы и критерии работы, включающие методы, которые касаются самостоятельной работы.
Последняя, шестая глава посвящена организации производства мюзикла, то есть, практически, продюсирование. Я рассказываю, как это происходит на Западе и как производство мюзикла построено в России в репертуарных театрах. Я отдавал себе отчёт, что разница будет принципиальная, потому что там коммерческий театр, а у нас театр государственный, бюджетный. Поэтому сравнения, с одной стороны, не очень корректны, но, всё-таки, мне показалось, что их стоит сделать. Кстати, очень многие пункты, так как мы занимаемся одной профессией, совпадают. Но производство на Западе более регламентировано, систематизировано, менее спонтанно и более предсказуемо.
Книга имеет список литературы, в ней есть глоссариум, такой специальный словарик театральных терминов: как они звучат по-русски и как онги звучат по-английски, что тоже полезно для молодых артистов, особенно для тех, кто хочет поехать попробовать себя в Европе, на Бродвее".
Я отметил то, что люди едут на мюзиклы в Лондон или на Бродвей не только как на туристический аттракцион, но и чтобы послушать любимые песни и они знают, что если они поедут на мюзикл "Кошки", то услышат "Memory", а если на "Нотр-Дам де Пари", то прозвучит "Belle", на что Ким Брейтбург сказал, что вопрос в бюджете, в раскрутке отдельных песен. В его мюзиклах есть песни, которые так или иначе известны, а для того, чтобы они стали суперизвестны нужны бюджеты, а для этого нужно, чтобы мюзиклы шли в больших залах и столицах.
Книга будет интересна как профессионалам и начинающим актёрам, так и широкому кругу зрителей, которые хотят увидеть тайны рождения мюзикла изнутри.
Фото: Михаил Брацило / Москультура