Автор отзыва:
В настоящий момент мало фильмов делается для большого экрана, а большей частью — для каких-то медийных платформ. Но вот «Человек из Подольска», который пойдет в прокате с конца ноября, снимался так, чтобы имело смысл рассматривать нюансы происходящего. Это фильм об обычном (даже слишком обычном) человеке, которого без видимого повода задерживает полиция на Курском вокзале. В завязке он даже не удивляется, дескать, такое в Москве с каждым может случиться. Зато потом приходит его черед удивляться час за часом.
Фильм снят по широко известной в узких кругах пьесе Дмитрия Данилова, которую режиссер этого фильма Семен Серзин сначала поставил в театре. Далее пьесу адаптировали для кино, то есть добавили для большей зрелищности «подтанцовку» из дворников-гастарбайтеров и сцену в бассейне — ради смены обстановки и нескольких секунд полной обнаженки прекрасной Виктории Исаковой, которой уже 44, а режиссеры (и даже журнал «Максим») до сих пор не сумели как следует ее раздеть.
А выбросили из исходного текста пьесы ту часть монолога полицейского, в которой разжевывается смысл всего происходящего, причем с некоторым намеком на евангельскую притчу о званных на пир.
Кинозритель должен сам доходить до сути, что, впрочем, дается легко.
Правда, поначалу зритель осени 2020, обозленный глумлением властей, просто сочувствует главному герою, над которым, как представляется, изощренно глумятся трое полицейских. Но потом всё проясняется: вот чего нет в этом фильме, так это послевкусия тайн и недоговоренностей.
Главного лузера кинокартины играет Вадик Королев, и это его первая роль в кино, настолько удачная, что он уже получил предложение второй.
Сначала был утвержден весь каст без главного героя. Потом продюсер фильма Наталья Мокрицкая уехала в далекую командировку и там ее удаленно уговорили утвердить Королева, пробы которого ей не понравились. А ныне она считает, что этот тот русский тип, без которого наше кино невозможно.
У Королева есть друг-актер Владимир Мишуков («Содержанки», «Шерлок в России», «Слоны могут играть в футбол»), и тот ему посоветовал идти от партнера, а если будут мучать — мучаться. Так и сделали. Получилось легко: в большинстве эпизодов дублей было от одного до двух, а с четырех дублей пришлось снять только несколько сцен.
Вадик Королев — фронтмен инди-группы OQJAV (ранее — «Окуджав»), а по фильму он якобы исполняет электронную музыку в группе «Жидкая мать» — в стиле нойз и индастриал.
По этому поводу в фильме имеется отличный диалог с участием всех главных персонажей:
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Ну, как это объяснить… ну, в общем… нойз, индастриал. Это, знаете… Ну, такая, в общем, музыка…
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Да что ты нам объясняешь? Знаем мы, что такое нойз и индастриал. «Айнштюрценде Нойбаутен», все вот эти вот дела…
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА (в крайнем изумлении): Вы знаете Einstürzende Neubauten?!
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Знаем, знаем. Не пальцем деланы.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Потрясающе. Мы сидим в полиции и обсуждаем Einstürzende Neubauten.
ЖЕНЩИНА-ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Я на их концерте была, когда они в Москву приезжали.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Да? Вам нравится?
ЖЕНЩИНА-ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Николай, вы немного странный вопрос задаете. Это все равно, что спросить, нравится ли вам «Черный квадрат» Малевича. Или представьте себе человека, который говорит: «Знаете, мне так нравится 4’33» Кейджа, так приятно иногда послушать, под настроение». Эта музыка не предназначена для того, чтобы нравиться или не нравиться.
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Эй! Очнись! Чего уставился-то? Как группа ваша называется?
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Liquid Mother.
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Нифига себе! «Жидкая мать»! Сорокина, что ли, обчитались?
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Откуда вы знаете?!
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Что откуда мы знаем?! Что ты все время удивляешься?! Вечно удивленный! Ты что, думаешь, менты — это такие тупые твари, которые умеют только бить, пытать, брать взятки и наркоту подкидывать?
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: Нет, нет, я…
ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Ну, в принципе, ты прав. Так и есть...
Где-то я слышал умную мысль, что Андрей Платонов — Кафка русской революции. Я мало читал и того, и другого автора, но понимаю, что речь тут идет не театр абсурда, а про современный роман. Ну и вот Данилов со своим «Человеком из Подольска» — туда же и у него знатоки могут обнаружить отсылки (аллюзии) к одному из романов Кафки («Процесс»).
Оператор «Человека из Подольска» Даниил Фомичев — тот же самый, что снимал нашумевший фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», который, наверное, все видели, хотя профессионалы очень ценят его работу в малоизвестном фильме того же года под названием «Молоко».
Вернувшись из кинотеатра и собрав все впечатления воедино, я понял, что фильм мне определенно понравился (во время самого просмотра мне было не всё так очевидно).