Блестящий Тибет в Музее Востока

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Музей Востока

Тибет расположен в Центральной Азии на Тибетском нагорье. Среди высоких гор и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, ещё в глубокой древности появились поселения людей. Они занимались охотой, собирательством, земледелием и скотоводством. В начале VII века правитель Намри из династии Ярлунг объединил разрозненные племена и их территории под своей властью.

Период расцвета Тибета наступил при сыне Намри, царе Сроцзане и его преемниках. С VIII века главной религией Тибета становится буддизм, принесённый миссионерами из Индии. Принятие новой религии отмечено интенсивным строительством монастырей, превратившихся в крупные центры средневековой архитектуры.

02. Амитаюс - кон. XIX в. Сита-Тара - кон. XVIII в. Манджушри - XVII-XVIII в.

В конце XIV - начале XV веков монах одного из монастырей Цзонхава основал новую буддийскую общину-школу "гелук". Начиная с конца XVI её иерархи получили признание не только в Тибете, но и за его пределами. В XIX-XIX веках учение "гелук", более известное как "ламаизм" (от тибетского "Ыама" - монах, учитель) широко распространилось в Центральной Азии.

03. Хайягрива с шакти - XIX в.

В этот период были созданы замечательные произведения тибетского искусства, прежде всего, пластики. Персонажи буддийского пантеона - многочисленные будды и боджисаттвы, защитники и хранители религиозных таинств - дакини и локапалы - были главными объектами почитания и поклонения в средневековом Тибете. Их изображения изготавливались художниками с соблюдением особых иконографических и иконометрических правил. Материалом для их создания наряду с деревом, камнем, костью была преимущественно бронза.

04. Цзонхава - XIX в.

При отливке скульптур применяли технику "запущенного воска". Модель будущего произведения делали из воска, поверх которого наносили слои жидкой глины, оставляя в обмазке несколько отверстий. Когда глина высыхала, через эти отверстия заливали расплавленный металл, вытеснявший воск и заполнявший внутренность глинянной формы. Потом металл остывал, глинянную форму разбивали, а поверхность изготовленной статуи обивали чеканом, дополняли гравировкой, инкрустацией и росписью. Внутрь статуй помещали священные вложения - написанные на полосках ткани молитвы, крупицы минералов и растений.

05. Лама школы "гелук"

Если скульптурные образы были объектом поклонения верующих, то живописные иконы использовались в качестве иллюстраций к буддийским преданиям и житиям святых и учителей. Главный персонаж изображался в центре полотна, а вокруг него помещались различные эпизоды из его жизни и деятельности.

06. Чудо в Шравасти - XIX в.

Иконы писали на полотне минеральными красками и помещали в интерьерах храмов, дворцов и жилищ. В дни торжеств огромные живописные изображения развешивались на склонах гор и холмов в окрестностях Лхасы - столицы средневекового Тибета.

07. Чортэн - XIX в. Колокольчики - XiX в.

Существовала и профессия рассказчиков, которые ходили по городам и деревням и вели повествование с помощью живописного свитка.

08. Чакрасамвара - XVII-XVIII в. Ушнишавиджайя - XVIIIв. Панчен-Лама - XVII в.

Ювелиры и кузнецы составили Тибету славу "золотого края". Уникальная техника резьбы по металлу превращала его в сплошное кружево. Работы тибетских мастеров занимают достойное место в собраниях музеев всего мира.

09.

10.

Фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: 

Метки: