Автор отзыва:
Ведь у любви особый сплав,
Там Курт Кобейн и Кортни Лав,
Вдвоём распив карибский ром,
Весь мир перевернут вверх дном…
Курт Кобейн – рок-музыкант, голос поколения 90-х, трагический бунтарь, пополнивший печально известный «Клуб 27». Его судьба обросла легендами и мифами. Режиссёр театра "Модерн" Юрий Грымов предпринял попытку понять каким был Кобейн на самом деле, проследить историю его становления, развития и саморазрушения (автор пьесы – Михаил Трофименко).
Это уже второе обращение режиссёра к этой теме: 15 лет назад спектакль «Nirvana» шёл на сцене театра Маяковского. Главную роль исполнял певец и музыкант Найк Борзов. На пресс-конференции, посвящённой премьере, Юрий Грымов подчеркнул, что это совершенно новая редакция спектакля. В ней всё другое, начиная от артистов и заканчивая сценическим оформлением.
02. Юрий Грымов
Чем актуален этот герой сегодня? Кстати, накануне премьеры Министерство культуры и Министерство просвещения, наконец, включили в культурный норматив школьника песню «Нирваны» «Smells Like Teen Spirit» – наряду с композициями Элвиса Пресли, «Биттлз», «Queen», «АББА», «Pink Floyd» и другими.
03. Курт Кобей - Богдан Щукин
А всё потому, что жива не только музыка, созданная Кобейном, но и проблема наркотиков, унёсших его жизнь. Булгаковский «Морфий», «Реквием по мечте» Хьюберта Селби-младшего, нашумевший сериал «Во все тяжкие». Почему эти произведения стали культовыми? Времена меняются, но убийственная, разъедающая душу тяга к пагубной зависимости остаётся. И это проблема не только индивидуальная, но и социальная. Поэтому посыл с афиши спектакля «Быть живым прикольно» звучит не просто как комментарий к жизни Кобейна, но и как глобальный месседж современному поколению.
04. Кортни Лав - Анастасия Сычёва
Кстати, в спектакле тема зависимости персонифицирована. Роль Драга и главного друга Кобейна исполняет актёр театра «Модерн» Юрий Анпилогов. Этот образ очень выразителен, ярок, многогранен. Он словно тёмное альтер-эго музыканта, его двойник, который всегда готов «помочь», поддержать философский разговор и вызвать то самое состояние нирваны. Израненное, травмированное детскими и подростковыми воспоминаниями подсознание Курта тянется к Драгу.
05. Драг - Юрий Анпилогов
Не менее важна тема любви Кобейна и Кортни Лав, которая стала его отвязной музой и их невротических, болезненных отношений, то дарящих эйфорию, то ввергающих в отчаяние. С рождением дочери Фрэнсис ситуация только усугубляется. Пару играет Богдан Щукин – молодой выпускник Щукинского театрального института (для него это первая серьёзная роль) и Анастасия Сычёва – приглашённая актриса из «Центра драматургии и режиссуры».
06.
Актёрская игра вызывает восхищение. Просто поразительно, насколько точно артисты доносят энергетику своих героев. Эмоционально, глубоко, пронзительно! Такие роли словно путь на Голгофу. В одной из первых мизансцен мы видим Кобейна именно в пластическом изображении распятия, и оно повторяется по ходу спектакля (художник-сценограф – Кирилл Данилов).
08.
Спектакль ассоциативен, местами он клиповый, его цветопись лаконична и метафорически изобретательна. В первом акте это нуарные тона родного города Курта, металлик огромной жестяной банки из-под пива, внутри которой разворачиваются события и наряд Кортни, олицетворяющий и культуру гранж, и страсть, и что-то кроваво-красное зловещее (художник по костюмам – Екатерина Сергеева).
09.
Второй акт совершенно ошеломляет. Всё сценическое пространство покрыто белой мыльной пеной, которая то превращается в ребёнка, то в нечто, поглощающее личность. Это и слухи вокруг жизни музыканта, и мишура славы, к которой он никогда не стремился, и образ его болезненного восприятия и неприятия реальности.
10.
Когда на сцене появляется ружьё, зная биографию Курта, мы понимаем, что оно не может не выстрелить. Но так хочется верить в обратное. В то, что творец выше всего, даже собственной судьбы. В финале, за пару минут до выстрела (спектакль имеет кольцевую композицию), важные и случайные люди в жизни Кобейна просят у него прощения. Это и Кортни, и его бывшие друзья, и журналистка, писавшая о нём статьи за большие деньги. Этот катарсис важен им, а не ему. Этим людям, окружавшим человека-легенду и хайповавшим на нём, почему-то важно быть прощёнными. Оказывается, он был их «топливом». Его же «топливо» было куда опаснее…
11.
«Театр – территория свободы», – говорит Юрий Грымов. Вот и спектакль получился свободным, атмосферным, драматичным, с актёрскими работами-откровениями и искренностью в каждой секунде.
12.
Спектакль «Nirvana» будет идти два раза в месяц – в день рождения и день смерти Кобейна. Курт, мы тебя помним! Ты жив!
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
29.
30.
31.
Алина Бурмистрова
Фото: Михаил Брацило / Москультура