Автор отзыва:
Нормально мы живём. Нормально!
(О.Зайончковский. Сергеев и городок)
21 сентября в 12 часов в Театре им.Е. Вахтангова вновь прозвучал гимн в защиту маленького человека.
Объединёнными усилиями вчерашних студентов, режиссёра Светланы Васильевны Земляковой и конечно же Риманаса Туминаса.
Именно ему понравилась идея поставить пьесу по роману Олега Зайончковского. Он назвал его «русским абсурдистом».
Спектакль, как нам сказала режиссёр Светлана Васильевна, рождался долго.
В 2006 году режиссёр и педагог прочла текст и была удивлена и даже в шоке. «Так не пишут! Так не бывает!» «Непричёсанный», как она выразилась, да ещё о слабом, беззащитном и «нелепом» человеке.
«Я, наверное, и сама нелепая, и эта тема меня привлекала всегда».
И привела в пример слова Аркадия Райкина: «Я есть, меня не надо».
Да и не пишут так для театра, и, видимо, тем интереснее было желание написать и поставить пьесу.
И «не отпускало» 10 лет. (Мне лично роман напомнил «Человека в пейзаже» А.Битова.)
Актёры («молодые резервы», почти все выпускники Щуки и уже много заняты в театре), выслушали, прочитали и откликнулись.
Почему ж назван «романом», хотя это всё новеллы? Они объединены одним городом, общим героем.
С начала и до конца сцены из жизни маленького городка показаны глазами писателя Сергеева, а в пьесе он созерцает, комментируя всё происходящее, и даже участвует, помогая кому-то. И любит.
И кажется, знает о героях больше, чем они сами о себе. Актёр Максим Севриновский (писатель) рассказывает нам, зрителям.
Если речь эту со стороны убрать, то всё будет слишком бытовым, считает создатель спектакля.
«Очень хотелось статики, не раскрашивать бурлеском».
Время в Городке блуждает – есть в пьесе сцены и про 90-е, и про наши дни, – ну а затем как бы застывает, «останавливаясь».
«Помните в детстве? – говорит режиссёр. – Смотришь часа два в окно, ничего не делая. Что за это время произошло? Неизвестно. Тем интереснее показать, что происходит с человеком, когда он не действует».
Первый акт почти медитативный. Последняя новелла «Растительная жизнь» посвящена самому Сергееву.
И очень сильный финал, который заставил многих задаться вопросом: «А спасся ли герой?» У автора романа хитрый ход: жители городка рассказывают друг другу, мол, дескать, живёт здесь такой писатель и сочиняет рассказы про нашу жизнь.
Я вообще считаю, что он спасся, свершая подвиг.
В спектакле много загадок, много юмора и иронии, прекрасный текст, отличная игра актёров. Минимум декораций, чёрные стены, которые захватывают тебя. И живая музыка (аккордеон).
Задача, которую себе поставила режиссёр, считаю, выполнена на все сто.
Получился спектакль о жизни, о любви и смерти, о муках творчества.
Спасибо театру, удивили.
А на пресс-показе мы услышали от актёров слова благодарности режиссёру, которая к тому ж ещё и необыкновенный педагог!!!
Краткая справка:
Олег Зайончковский, писатель-прозаик, родился в Самаре. Потомок старинного дворянского рода сегодня живёт в Хотьково (Подмосковье). Роман в новеллах «Сергеев и городок» опубликован в издательстве ОГИ в 2004 г. Он вошёл в финальные списки премии «Букер – Открытая Россия» (2004) и «Национальный бестселлер (2005).
Светлана Васильевна Землякова окончила Самарскую Академию культуры и искусства, затем ассисентуру-стажировку при кафедре сценречи ГИТИСа. Преподаёт в РАТИ.
Её спектакль «На траве двора» по рассказу А.Эппеля стал Лауреатом международного театрального фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге и победителем фестиваля «Золотой листок».
В 2015 году её спекталь «Пётр и Феврония Муромские» стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
Светлана Васильевна неоднократно проводила мастер-классы по сценической речи с актёрами Англии, Италии, Германии, а также ведёт практические занятия со студентами из Англии в ГИТИСе (РАТИ, Москва).
Воспитала не одну плеяду талантливых актёров, ежегодно пополняющих труппы ведущих театров.