"Улитка на склоне" МТЮЗ

Аватар пользователя annamis

Автор отзыва: 

Стругацкие считали "Улитку на склоне" своим лучшим произведением. Я читала лет в 16 и восхитилась, перечитала 2 года назад и ничего не поняла, вернее не поняла, почему лучшее. Сама повесть небольшая, в ней две сюжетные линии. Есть Лес (странное и загадочное место со своими аборигенами и какими-то аномалиями) и есть Управление, которое этот Лес изучает, но не очень понятно как. В Управлении есть некий филолог по имени Перец, мечтающий попасть в Лес, но его туда не пускают и чинят всякие бюрократические препоны. В Лесу же есть Молчун Кандид, который тоже явно не отсюда, он помнит очень обрывочно, что он ученый, что его вертолет разбился, он мечтает попасть к своим, но из-за аварии частично потерял память, мысли его путаются, договориться с местными, чтобы показали дорогу, не особо получается.

Первое, что хочется сказать - поставить "Улитку на склоне" - это очень смело! Впихнуть в 4 часа всю повесть, максимально сохранив текст, адски сложно, но режиссеру Петру Шерешевскому это удалось.

А второе, и пожалуй, самое важное, удалось сохранить некую недосказанность, присутствующую в самой повести.
Мне очень понравилась идея ввести в сюжет самих авторов. Мы как бы наблюдаем за созданием произведения в Доме творчества Союза писателей в Гагре. В процессе сочинительства все идет в дело, переосмысливается, являет другую суть: так реплики вездесущей буфетчицы (Мария Зубанова) окажутся в тексте, одеяло превратится в Лес, тряпка - в пену, пространство сцены, и так заставленное мебелью, будет трансформироваться то в кабинет Перца, то в библиотеку, то в деревню Кандида.

По факту, "работает" каждый уголок, но чтобы зритель увидел любой ракурс, Шерешевский располагает 2 экрана, а актеры постоянно передвигаются по сцене с камерами. Любовь режиссера к камерам я увидела еще в его спектакле "Мария Стюарт" (так же идет в МТЮЗе). Конечно, камеры позволяют заглянуть в ванну, увидеть ползущих муравьев, но, к сожалению, в какой-то момент теряется театральность: поймала себя на том, что смотрю только на экраны, а вот этого хотелось бы избежать. Возможно, в какие-то моменты камеры лучше вовсе выключать, дабы возвратить зрителя обратно на сцену.

Писатели, обозначенные в программке "Сочинитель А" (Антон Коршунов) и "Сочинитель Б" (Сергей Волков), разыгрывают перед зрителем свое собственное произведение, и где-то наблюдают за происходящим, где-то являются активными участниками -такой театр в театре.

Как и в тексте, где главы про Лес и Управление чередовались, так и в спектакле мы тоже будем постоянно переключаться с одной линии на другую. Эффект чего-то чужеродного, непонятного опять же позволяют создать камеры: если приблизить лицо к банке, то оно исказится, а камера еще больше усилит изменения. Режиссер жаждет заглянуть в глубь, разложить на составляющие и вещи, и героев. Найти новый ракурс, обнажить сущность не только в переносном, но и в прямом смысле.

Шерешевский любит раздеть героев, но делает это красиво, без пошлости. Хотя для него очень важно и то, во что одеты герои. Особенно бросается в глаза одинаковость наряда женщин: байковые халатики, тапочки и платочки - что-то подобное выдают в больницах и роддомах. И этот больничный образ еще сыграет в финале...

Если вернуться к самому произведению, то, конечно, Управление для меня окажется более страшным местом,чем пугающий своей инаковостью Лес, хотя жить и там и там я бы не хотела. Вообще интересна тема внесистемного человека, попадающего иной мир, может ли что-то изменить личность или она встроится в существующий порядок ради самосохранения? Мне кажется, эта тема присутствовала в произведениях Стругацких регулярно, и найти ответ на этот вопрос они так и не смогли... Что ж, "тихо, тихо, ползи улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот". Может и не все у нас потеряно...

Я видела пока спектакль только в одном составе, но подбор актеров вызывает восхищение. Отдельно хочу отметить Дмитрия Агафонова, играющего Перца. Это 100% попадание, этот взгляд, обалдевшего от абсурдности происходящего в Управлении филолога-мечтателя, я долго буду помнить! Да, я знаю про второй состав и мне очень хочется увидеть Илью Смирнова в роли Перца, но пока я вся во власти игры Дмитрия Агафонова.

И Нава, в исполнении Онофер Аллы потрясающая! Именно так я себе ее и представляла. Хотя я также уверена, что спектакль с другим составом окажется не менее интересным.

Я однозначно хочу сходить еще раз, постановка фантастически прекрасная со множеством смыслов и загадок, как и проза Стругацких!

Фото с сайта театра
18+

Раздел: 

Метки: