Дарья Терехова: Талантливых, с красивыми природными голосами детей становится больше, и это очень радует

Аватар пользователя Михаил Брацило
Дарья Терехова

Дарья Терехова, оперная певица, ведущая солистка Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко стала экспертом конкурса юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие», который проводит фонд Оксаны Федоровой в рамках одноименного фестиваля.

Дарья, вы известная, состоявшаяся оперная певица, актриса. Что для вас означает участие в благотворительных проектах, таких как Конкурс юных музыкантов фонда Оксаны Федоровой?

Действительно, помимо того, что я являюсь оперной певицей, солисткой МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, я принимаю активное участие в благотворительных проектах нескольких фондов нашей страны, таких как «Линия жизни», «Круг добра» и, конечно, в проектах «Фонда Оксаны Федоровой», которые для меня всегда очень значимы и часто являются приоритетными, поскольку вносят бесценный вклад именно в развитие русской культуры, культуры России. И конкурс юных музыкантов, безусловно, один из таких важнейших проектов, открывающий новые, пока ещё совсем юные имена, которые в обозримом будущем совершенно точно будут заполнять афиши лучших музыкальных театров и концертных залов. Я убеждена в том, что миссия уже состоявшегося артиста - поддерживать талантливых и музыкально одаренных детей, которые хотят заниматься классической музыкой, что я и делаю с большой радостью, но и ответственностью, принимая уже второй раз участие в конкурсе юных музыкантов в качестве члена жюри.

Вы уже второй год участвуете в работе Жюри конкурса – как вы оцениваете уровень юных музыкантов – он растет или участники примерно на одном уровне?

Очень непросто говорить об уровне исполнительского мастерства, когда речь идет и детях, которые только начинают свой музыкальный путь. Но с уверенностью могу сказать, что талантливых, с красивыми природными голосами детей становится больше, и это очень радует. Что касается старшей группы, в прошлом году я выделила для себя двоих ярких молодых певцов, которым, думаю, потребуется не так много времени, чтобы стать моими коллегами-профессиональными оперными певцами. В этом году таких ребят было уже пятеро, а ведь это наш будущий оперный генофонд, и это очень вдохновляет и говорит о том, насколько важен конкурс юных музыкантов и какое великое дело делает Фонд. 

Какие наиболее частые ошибки допускают юные музыканты-вокалисты?

Если говорить о, возможно не самой приятной, но не менее важной теме, об ошибках, которые допускают юные музыканты-вокалисты, то наверное, тут больше вопросов возникает к педагогам, потому что дети зачастую не принимают решений, соответствует ли внешний образ заявленному произведению, какой репертуар им исполнять, с какими эмоциями петь, это всё - зона ответственности педагога. И безусловно из этого и складывается общая оценка, должен быть комплекс. Репертуар иногда бывает слишком трудный для правильной интерпретации, как например из цикла «Детская» Мусоргского, это же не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию, это было в центре внимания композитора, и не каждый ребенок может это передать, или же, когда юный вокалист поет романс Глинки «Жаворонок» с пустыми глазами, абсолютно не понимая, о чем он поет, не каждый даже взрослый певец сможет исполнить этот романс. Конечно, первое, на что я, как певица, обращала внимание, это интонация и чистота тона, яркость и ровность голоса, дикция, и иногда можно простить то, что ребенок поет не совсем идеально технически, но если он способен понимать суть и чувствовать музыку, это уже говорит об огромной проделанной работе. На эти аспекты хотелось бы обратить внимание педагогов. Музыка, если мы говорим о том, чтобы ей всерьез заниматься, это не развлечение, это прежде всего душевный, умственный и интеллектуальный труд. И чем раньше детям это будут объяснять, пытаться добиваться того, чтобы их душа трудилась и чувствовала, чтобы сознание работало во благо сути исполняемого репертуара, тем легче и интереснее будет их дальнейший музыкальный путь, а я уверена, что те заявки, которые к нам поступили, отправляли именно педагоги и дети, которые музыку воспринимают не как хобби, а как, возможно, выбор своей дальнейшей судьбы и профессии. По крайней мере я очень хочу в это верить. И я благодарю всех педагогов за их бесценный труд и родителей, которые привели своих детей в мир классической музыки. 

Какие полезные советы вы могли бы дать начинающим артистам, на что в 1 очередь обращать внимание на пусти в профессию?

Что касается советов начинающим артистам, собственно всё то, о чём я уже упомянула выше. Но также я бы посоветовала прежде всего искренне любить музыку в себе, а не себя в музыке, знать, что артист, музыкант - это только проводник сочинений великих композиторов, интерпретатор, а не создатель. Всё уже написано до нас, наша миссия - передать это следующим поколениям, а уже как передать - это и есть искусство, и тут вы всегда можете быть своего рода «создателем» своей роли, оперной партии, вокальной миниатюры. Обязательно быть благодарным своим педагогам и всем, кто верит в вас и поддерживает. Но что, пожалуй, самое важное - никогда не терять свою собственную веру в себя, не сомневаться в себе, в выбранном пути и всегда продолжать идти, несмотря ни на что, ведь сам путь в профессию или уже в профессии - это и есть главная цель. 

Поделитесь вашими творческими планами

Если говорить о моем собственном пути, точнее планах на будущее: в театре Станиславского, помимо многочисленных ролей, которые я уже исполняю, в этом сезоне планируется мой дебют в новой роли (или даже ролях), о котором я обязательно сообщу позже. 21 декабря в Большом зале Московской Консерватории состоится Гала-концерт проекта «Большая опера» телеканала Россия-Культура, в котором я приму участие и который будет транслироваться онлайн. В прошлом сезоне я впервые исполнила «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром» Р.Глиэра на сцене Саратовской филармонии под управлением дирижера Арифа Дадашева. В феврале 2025 года я исполню этот концерт на сцене Тольяттинской государственной филармонии, где я прежде не выступала, поэтому очень жду этот дебют, и помимо концерта Глиэра, в этот вечер прозвучат арии русских и зарубежных композиторов, которые мы исполним совместно с симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера, Игоря Мокерова. 

С нетерпением жду встречи с любимым зрителем. 

И ещё раз хочу поблагодарить «Фонд Оксаны Федоровой» за приглашение стать частью важного проекта - конкурса юных музыкантов, и желаю всем участникам и победителям большого и успешного творческого пути!

Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Фёдоровой

Раздел: