В Большом дворце открывается выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» — подробный рассказ про то, чему учили и как воспитывали будущих императоров, их сестер и братьев. В экспозиции — сотни экспонатов, включая глобус Павла I, тетрадки Александра II, табель успеваемости Александра III, а также дневники, письма, контурные карты, альбомы для рисования, настольные игры, оловянные солдатики, игрушечные пушки и серебряная погремушка XVII века, в которую, возможно, играл Петр I.
Игрушечное орудие полевой артиллерии на колёсном лафете со щитом. Германия, Гёппинген, фирма Märklin. Около 1911-1917 годы. Металл, краска; литье, роспись. Из фондов Государственного Эрмитажа
Обучение великих князей начиналось в раннем детстве и продолжалось лет до двадцати, постепенно расширяясь и углубляясь за счет введения новых дисциплин. Выставка рассказывает о каждом этапе — от рождения до присяги. Внутри — мемориальные вещи и архивные документы из Эрмитажа, «Царского Села», «Павловска», «Гатчины», Музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Музея А. С. Пушкина, Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана, Государственного архива Российской Федерации, Архива древних актов, Исторического архива и Российской государственной библиотеки.
Упражнения по чистописанию великого князя Павла Петровича. 1759 год. Из Государственного архива Российской Федерации
«Наш рассказ о воспитании императорских детей. Почему именно императорских? Великих князей было много, и чтобы не перегружать, было решено остановиться на тех, кому в будущем предстояло стать самодержцами. Мы старались сделать акцент на вещах, принадлежащих конкретному человеку — великий князь держал это в руках, здесь он сидел, с этим играл, — и такие предметы в большом количестве присутствует на выставке».
Куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ Марина Сидорова
Великие княжны Татьяна и Ольга Николаевны с игрушками. 1898 год. Из Государственного архива Российской Федерации
«Мы открываем выставку, на которой помимо архивных документов и редких мемориальных предметов — ученические тетради, глобусы, логарифмические линейки, все, что у каждого из нас прочно ассоциируется с школой. Но мой любимый экспонат от школы далек. Это детская серебряная медалька «Аничковская снежная крепость» — свидетель счастливой зимы 1893 года. Как и в любой другой семье, в семье Романовых были свои традиции — например, в конце зимы дети обязательно строили снежную крепость в саду Аничкова дворца, а потом вручали друг другу медали, которые хранили всю жизнь».
Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина
Готовальня. Мастерская А. Самойлова при Ижорских заводах.1827 год. Принадлежала цесаревичу Александру Николаевичу (будущему Александру II). Готовальня: кожа, дерево, бархат, латунь; циркули и другие инструменты: медь, литье, полировка. Из фондов музея-заповедника «Павловск»
Первый выставочный зал посвящен рождению детей. В допетровскую эпоху о появление на свет царского ребенка возвещали «молельные» грамоты и записи в разрядных книгах. Самый ранний документ в экспозиции — книга стольника Григория Собакина, в которой в ноябре 1672 года была сделана запись о рождении Петра I (к слову, став царем, а потом императором, Петр ввел правило издавать указы и манифесты о рождении императорских детей, и эта традиция сохранилась до начала XX века). Радостью от рождения детей императоры делились и в личной переписке: Екатерина II в письме шведскому королю Густаву III с восторгом сообщала о рождении внука, будущего Александра I, и советовалась, как лучше ухаживать за младенцем.
Модель солдата. Вторая половина XIX века. Гипс, сукно, холст, металл, кожа. Из фондов музея-заповедника «Гатчина»
В том же зале — самый старинный экспонат на выставке, серебряная погремушка в форме цветочного бутона на витой ручке XVII века из Музеев Кремля. К сожалению, кому точно она принадлежала, неизвестно, но с большой долей вероятности с ней играли дети из семьи Романовых. Игрушки более позднего времени, преимущественно XIX века, находятся в зале, отведенном под игры и развлечения: оловянные солдатики, которых обожал Александр II, настольная игра «Европейская война» с картонными фигурками конных и пеших воинов русской, французской, немецкой и австрийской армии, в которую играл цесаревич Алексей, лото с изображенными на фишках животные, куклы, детские игральные карты и, конечно же, игрушечные артиллерийские орудия.
Погремушка. Германия, Нюрнберг. Последняя четверть XVII века. Серебро, литьё, чеканка, золочение. Из фондов Музеев Московского Кремля
Самый важный раздел выставки посвящен образовательным системам, принятым в семье российских императоров в разные годы. О том, что детей нужно учить по программе, а не абы как, первой задумалась Екатерина II. Под влиянием Ивана Бецкого, знаменитого педагога екатерининского времени, основателя Смольного института благородных девиц и сторонника идей Мишеля де Монтеня и Джона Локка, Екатерина II в 1784 году написала «Наставления», где помимо прочего возводило закаливание в культ, а уроки иностранных языков объявляла обязательными. Еще одной образовательной методикой стал «План учения: наследника престола Александра Николаевича», написанный поэтом Василием Жуковским для будущего Александра II. План был основан на теории «элементарного природосообразного воспитания и обучения» швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци. Жуковский утверждал, что образование и воспитание должны быть взаимосвязаны и подчинены воспитанию добродетели. У каждого наследника престола был, что называется, табель успеваемости, и несколько таких императорских журналов в экспозиции можно будет изучить. По словам куратора выставки, самым плохим учеником, согласно архивам, был Александр III: «Сплошные тройки».
Записная книжка Петра Великого. Автограф. Первая четверть XVIII века. Вощёная плотная бумага, грифельный карандаш, рукопись. Из Российского государственного архива древних актов.
Последние залы выставки рассказывают о финальном этапе в обучении престолонаследников — образовательных путешествиях. Как известно, первым в такие путешествия пустился Петр I (и об этом на выставке свидетельствуют несколько документов), но впоследствии, в силу разных причин традиция эта забылась и лишь благодаря императрице Марии Федоровне в XIX веке вновь вошла в обиход. На выставке рассказывается о поездке великого князя Николая Павловича в 1816 году по России и в Англию, о так называемом «венчании с Россией» Александра II в 1837-м и знаменитом путешествии Николая II на Восток в 1890-91-м годах. Детство у наследников престола обычно заканчивалось церемонией торжественного объявления их наследниками престола. Это означало достижение совершеннолетия (для цесаревича в 16, для великих князей в 20 лет). Позже ритуал этот заменили на церемонию принесения присяги на верность отечеству. К этому моменту обучение великого князя фактически заканчивалось.
Таблица из книги «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Голландия. Лейден. 1647–1649 годы. Из Российского государственного архива древних актов
Выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров» показывает, насколько серьезно во все времена родители относились к воспитанию и образованию своих детей. Вне зависимости от положения в обществе — или, наоборот, лишь благодаря ему — они старались дать детям лучшее образование, привить хорошие манеры, воспитать в них добросердечие. В этом плане за последние триста с лишним лет ничего не изменилось, и выставка в «Царицыне» лишь подтверждает это.
. Игрушечное орудие береговой артиллерии на поворотной платформе. Германия, Гёппинген, фирма Märklin. Около 1902-1910-е годы. Металл, краска; литье, роспись. Из фондов Государственного Эрмитажа
Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, построенный в неоготическом стиле архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для императрицы Екатерины II. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занял седьмое место в Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной, ежегодно его посещают около 7 миллионов человек
Рисунок цесаревича Алексея Николаевича. «Часовой». 1917 год. Из Государственного архива Российской Федерации