«Королева красоты из Линейна» - «сердце мое не камень»

Автор отзыва: 

Красавица из Линейна
Сегодня состоялось мое знакомство с еще одной постановкой «Королевы красоты из Линейна» Новосибирского областного театра кукол.
 
По сюжету действие разворачивается в небольшой деревушке в Ирландии, где проживает сорокалетняя героиня Морин со своей семидесятилетней мамой Мэг. Эту семью нельзя назвать счастливой. Сестры Морин бросили мать на попечение младшей, сбежали в Лондон и лишь изредка шлют открытки. У героини не получилось уехать, вернее была одна попытка сбежать в Лондон, но попытка неудачная, закончившаяся нервным срывом и месяцем лечения в психушке.
 
Мэг забрала дочь, но по сути создала невыносимые условия: она постоянно напоминает про психбольницу, шантажирует этим фактом в биографии дочери, мелко пакостит, придирается, изводит ненужными просьбами. А мимо проносятся поезда – как символ уходящей жизни и убегающих мимо возможностей.
Но вот однажды «поезд останавливается» - появляется давнишний приятель Морин Пато Дули. Он давно покинул Линейн, приезжает в родной город редко и в один из таких приездов встречает свою подругу Морин. Между героями вновь вспыхивают чувства, которые могут перейти во что-то большее. Но, как и в шекспировских трагедиях, здесь счастью героев тоже мешает рок, но в отличие от гамлетовских страстей, вестником судьбы выступает глуповатый и простоватый брат Пато Рей. От него требуется не так много – передать два послания от Пато, но даже с этой задачей он справляется плохо: вместо Морин оба письма оказываются в руках матери. И мать своего не упустит - устрой Морин свою жизнь, и Мэг светит дом престарелых и еще более унылое существование.  Интересно, будь на месте Рея кто-то более смекалистый или ответственный, нас ждал бы другой финал? Или все равно в историю вмешался злой рок?

Красавица из Линейна2

Мне пока трудно привыкнуть к тому, что куклы могут быть не всегда милыми и пушистыми с большими глазами и добрыми улыбками.  В этой постановке кукла - воплощение сущности героя. Так мать -  это какие-то палки, старые доски, напоминающие заброшенный сарай в деревне, в котором всегда дурно пахнет чем-то гниющим и застарелым. Рэй Дули появляется на сцене с сумкой для писем, у куклы огромный нос, доминирующий на лице, маленькие уши и отсутствие глаз – этот персонаж излишне любопытен, но очевидно ограничен и слеп к происходящему. Пато собран из камней – с одной стороны, камень сразу ассоциируется с чем-то надежным («как за каменной стеной»), с другой, эта конструкция слишком хлипкая и подвижная, так и норовит рассыпаться и поглотить того, кто подвернется на пути.
Морин - я долго приглядывалась к кукле. Во-первых, она очень пластична, и в этой пластике она действительно красива, но при этом ее лицо несимметрично, перекошено, отталкивающе: тело еще сохраняет прекрасный образ, а душа уже расколота и обезображена. Во-вторых, в некоторых сценах Морин напомнила мне паучиху, оплетающую свою жертву в кокон. При этом сама героиня запуталась в паутине своей жизни, ей не хватает сил вырваться. Недаром в начале спектакля нам показывают образ сумасшедшего дома или одиночной камеры, настраивая и задавая тональность всей пьесы. На сцене появляется весь актерский состав и каждый произносит: «Я – Морин». Одинаковые костюмы, одинаковые парики, на актерах то ли арестантские робы, то ли смирительные рубашки, они заполняют всю сцену, как обрывки сущности Морин.

Красавица из Линейна3

Этот спектакль дает достаточно четкие оценки и героям и происходящему. Там, где многие театры до сих пор спорят о том, любил или не любил Пато Дули главную героиню Морин, любила ли Морин свою мать, здесь все герои четко вписаны в свой образ без возможности других трактовок.
Весь ужас истории от ее типичности, приживаемости часто не менее трагично очень многими. И еще, это очень женская история, история о жертвенности, долге и невозможности порой нести свой крест.
 
Анна Миславская
Фото: Эльвира Магсумова

Раздел: 

Метки: