Автор отзыва:
26 сентября 2020 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялось открытие II сезона проекта «Музыка нашего времени» - цикла концертов современной вокальной музыки. По замыслу организатора проекта – пианистки и продюсера Карины Погосбековой, этот цикл должен способствовать избавлению современной музыки от ярлыков «сложная», «непонятная».
«Нам хотелось разрушить эти рамки, показать современную музыку во всей её красоте, сделать доступной для широкого слушателя», - говорит Карина Погосбекова.
Представить современную музыку красивой и доступной — удалось. Этому способствовали разнообразие программы, профессионализм исполнителей, познавательные комментарии ведущего Александра Водопьянова и особая энергетика. Любой материал проще воспринимать, когда он подан эмоционально, а у исполнителей, явно «кайфующих» от процесса, эмоций было не отнять.
На концерте-открытии прозвучала музыка мэтров и талантливых молодых композиторов: от Микаэла Таривердиева до Дмитрия Аникеева-Сыроечковского, от Валерия Гаврилина до Кайи Саариахо. Открыла концерт мировая премьера - молитва "Отче наш" Эли Тамара. В ней американский композитор российского происхождения объединил сосредоточенную западную полифонию и широкие русские мотивы. Молитва посвящена женскому вокальному трио "Melody", которое и исполнило её.
Красочным и сложным оказался «Угасающий свет» Валерия Белунцова для терменвокса, исполненный Олесей Ростовской. Терменвокс был подобен душе, вывернутой наизнанку. «Угасающий свет» – это тихая скорбь и кричащая ярость, это обнажённые чувства и желание утаиться.
Электроника (на сей раз в записи) звучала и в вокальном цикле «Далёкая любовь» финского композитора Кайи Саариахо. Эта музыка для сопрано и электронных инструментов на стихи средневекового провансальского трубадура Жофре Рюделя обладает поистине гипнотическим воздействием и погружает слушателя в атмосферу мистики. Вокальный цикл исполнила сопрано Светлана Полянская.
Возможно, "Далекая любовь" и "Угасающий свет" были несколько непривычными сочинениями для неподготовленного слушателя: откровенный терменвокс и пугающе мрачная «электронная» легенда о старине — это что-то совершенно новое, яркое и неожиданное. Однако соседство таких пьес с лирическими романсами помогало вовремя переключиться, и насладиться разной музыкой.
На контрасте - безмятежные и светлые романсы молодого Дмитрия Аникеева-Сыроечковского и такой же светлый голос тенора Ильи Селиванова.
Романсы Дмитрия, как и его жизнь — это концентрат позитива: гармонический язык его музыки — мажорный, а подарки жене — не банальны. Ведь один из прозвучавших романсов, "Цветы", композитор посвятил своей супруге Анне, у которой в день концерта был день рождения.
Широкая по амплитуде палитра образов и чувств — в еще одном посвящении - в вокальном цикле "Тебе" Алемдара Караманова. Музыка написана на стихи, посвящённые композитору его музой, Аллой Сампуровой. Солистка Большого театра Ольга Селивестрова выразила все эти эмоции со свойственной ей сильной и яркой вокальной подачей.
Классику современной академической музыки - романсы Таривердиева и Гаврилина - исполнили две сильные меццо-сопрано: приглашенная солистка Большого Театра и Королевского театра Ковент-Гарден Ксения Дудникова и солистка "Новой оперы" Юлия Меннибаева. Юлия Меннибаева спела романсы Валерия Гаврилина "Любовь останется", "Осень" и "Лето", а Ксения Дудникова - романсы Микаэла Таривердиева из вокального цикла на слова Беллы Ахмадулиной. Завершился концерт жизнеутверждающими песнями из вокального цикла "Фанфары" Вадима Бибергана, которое исполнило трио "Melody" в составе - Светлана Полянская (сопрано), Александра Конева (сопрано) и Ольга Надеждина (контральто), которая, к слову, и сделала переложения этих романсов для трио.
Концерт был проведён в одно отделение в связи с требованием карантинного времени. Поэтому некоторые запланированные произведения исполнителям пришлось снять. Хочется надеяться, что мы услышим их в новых концертах цикла "Музыка нашего времени".
Апполинария Столярова специально для “Москультура”
Фото: пресс-служба