14,15 февраля в Галерее «Граунд Солянка» Театр «Револьвер» покажет премьеру «Бабель. Реквием» по циклу рассказов Исаака Бабеля «Конармия».
Над спектаклем работали режиссер, лауреат международных фестивалей «Пространство юных» и «Наш кислород 8.1» Сергей Власов, художник по костюмам, лауреат премии «Золотая маска» Ксения Сорокина, художник по свету номинант премии «Золотая маска» Елена Перельман, постановщик боев – чемпион Росси по историческому фехтованию Сергей Козлов, педагог по вокалу – певица, исполнительница народных песен, солистка ансамбля Plamen Татьяна Куртукова-Макеева. Автор инсценировки Тоня Яблочкина - лауреат премии «Действующие лица», арт-директор международного конкурса новой драматургии «Ремарка».
Новый спектакль — это своеобразный реквием по эпохе Революции и Гражданской войны, по тем людям, которые заслуживают плача по себе и покоя, если не в царствие божием, то в этом спектакле.
В форме плача и построен этот спектакль, пульс которого почти повторяет структуру реквиема, сцены меняются в логике смены сюжетов клейм на православной иконе*, а единственная молитва – Ани Маамин (אני מאמין) "Я верю" – звучит на иврите. Авторы спектакля погружаются в кипящий революционный бульон, где религии и верования, живые и мертвые перемешались в сознании молодого Исаака Бабеля, по собственной воле бросившегося в страшное кровавое месиво гражданской войны.
Режиссер Сергей Власов: «Конармейцы отринули веру в Бога и заменили ее верой в Революцию, ради которой готовы убить любого выступающего против, ведь новое всегда уничтожает старое. Но из орудия справедливого возмездия убийство перерастает в потребность, которая превращает их из апостолов новой веры во всадников Апокалипсиса, вечно скачущих сквозь опустошенное революционной лихорадкой время».
Еще один важный образ спектакля – разрушенный храм. Разрушенный храм души. Революция и гражданская война – потрясения такого масштаба, которые способны посеять в неокрепших душах сомнение в существовании бога, допустившего ужас и мрак.
Это и происходит с молодым Бабелем, принявшим революцию и решившим биться за ее идеалы в рядах Первой Конной Армии под именем Кирилла Лютова. Его поиски — это поиски маленького человека, который пытается найти опору, найти новую веру. Но оказывается, что убийство за веру убивает веру.
Это открытие приводит Лютова на край нравственной пропасти. Он оказался на войне, куда так стремился, но не может убить другого человека. А самое главное, он не готов умереть сам, потому что… в нем нет веры.
Способен ли кто-то или что-то примирить непримиримое, укрепить в вере, упокоить мятущиеся души… есть вопросы, на которые единственным ответом может быть плач. Плач по усопшим. Заупокойная месса. Реквием.
* – миниатюрные сюжетные изображения по периметру иконы, которые чаще всего иллюстрируют житие святого, которому посвящена икона