Интервью с Александром Черновым, оперным певцом, ведущим солистом Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра России. Мы говорим о фестивале «Моя Россия: музыкальное путешествие» и о конкурсе юных музыкантов.
Александр, вы впервые участвовали в работе Экспертного совета в Конкурсе юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие», который проводит Фонд Оксаны Федоровой. Насколько сложно было оценивать детское творчество?
Здравствуйте, честно признаюсь, что до того, как начал просматривать видео участников конкурса, было очень нервно. До этого приходилось работать только со студентами и состоявшимися профессиональными певцами, впервые сталкиваюсь с оценкой детского творчества и не знал, что ожидает членов экспертного совета. Первым сюрпризом конкурса этого года стало большое количество участников, в разы превышающее количество участников прошлых лет. Вторым сюрпризом после начала просмотра присланных видеоматериалов стало количество одарённых и талантливых подрастающих музыкантов, и это стало самой большой сложностью лично для меня. Очень хотелось отметить большее количество вокалистов, чем это предполагалось регламентом конкурса, но это, к сожалению, невозможно.
Есть ли среди участников ребята, которых вы бы отметили как наиболее перспективных?
Безусловно все ребята, отмеченные дипломами лауреатов и финалистов конкурса, перспективны. Даже по прошествии почти месяца после прослушивания видеозаписей, голоса нескольких ребят до сих звучат в ушах. Было бы очень интересно понаблюдать за их творческим развитием. У многих ребят даже в младшей и средней возрастной группах я отметил отличительные особенности: у одного это очень хорошее чувство музыкального времени, у другого - крайне подвижный голосовой аппарат и способность в перспективе петь колоратурный репертуар, у третьего - это какая-то зашкаливающая естественность и искренность. Очень много перспективных ребят, которые в этом году не отмечены жюри, но которые обладают всем комплексом данных, чтобы в будущем стать большими музыкантами.
Поделитесь вашим опытом участия в конкурсах – какие вам особенно запомнились и чем?
У меня не самая типичный для музыканта и певца путь, с детства увлекался музыкой, очень тянуло к пению, но голос сформировался и появился довольно поздно, когда я уже заканчивал филологический факультет МГУ, поэтому начал свой вокальный путь в оперном классе Культурного центра МГУ, где и были заработаны мои первые лауреатские дипломы. Пожалуй, именно эти первые конкурсы и первые встречи с такими легендами, как Галина Павловна Вишневская, Рената Скотто, Владимир Андреевич Атлантов запомнились больше всего, и в конечном итоге повлияли на мое решение кардинально изменить свою судьбу и получить помимо гуманитарного образования еще и диплом Московской консерватории.
На что вы рекомендуете обратить внимание юным музыкантам, которые планируют развиваться в профессии музыканта?
Вся творческая жизнь настоящего музыканта и артиста является бесконечным конкурсом, который не заканчивается никогда. Каждый день нас оценивают зрители в зале, коллеги на сцене, дирижёры, режиссёры, но самым строгим экспертом и критиком для любого музыканта должен быть он сам. Это профессия, которая не предполагает остановки развития и почивания на лаврах. Неоднократно наблюдал, как казалось бы самые яркие и талантливые студенты музыкальных колледжей и консерваторий останавливались в своём развитии, и оставались просто голосистыми ребятами, в то время как фанатично преданные выбранной профессии середнячки, жадно использующие каждое мгновение для своего творческого и профессионального развития, в итоге превращались в интереснейших и востребованных профессионалов-музыкантов.
Какие шаги нужно сделать начинающему артисту на пути к сцене Большого театра?
Мне очень нравится анекдот-шутка про Сергея Рахманинова, которого во время прогулки по Манхэттену случайный прохожий спросил:
- Простите, как попасть в Карнеги холл?
- Practice, just practice…
Нужно быть фанатиком своего дела и быть влюблённым в свою профессию, тогда рано или поздно все обязательно получится. Жадно использовать каждую секунду и каждую возможность, для того, чтобы вложить и впитать в себя что-то новое! Артист музыкального театра - это сложное ремесло и огромный комплекс необходимых данных. Всегда помнить о том, что у вас очень мало времени для обретения необходимых для профессии певца навыков. Когда на сцену выходит певец и поёт, то голос это лишь инструмент для выражения вашего внутреннего мира, вашей культуры, эмоций, жизненного опыта. Всегда видно и слышно, сколько книг вы прочитали, сколько языков вы знаете, как вы воспитаны и что в вашем сердце. Если посмотреть на великих певцов, у каждого можно найти недостатки, но каждый из них является личностью, а голос - лишь инструмент для выражения этой личности со всеми присущими лишь ей одной особенностями и индивидуальностями. Можно научить ремеслу, у вас будет полный диапазон, ровные регистры, идеальная интонация, длинное дыхание, прекрасная вокальная техника, но если у вас внутри пустота и вам не о чем петь, ваше пение наскучит уже через минуту, это будут красиво спетые ноты, но в музыку они никогда не превратятся.
Поделитесь вашими творческими планами
Позади неожиданно оказались и стремительно промчались уже три месяца театрального сезона 2024-2025 года, который оказался необычайно насыщенным и щедрым на музыкальные события в моей жизни: это и премьеры в Большом театре, и дебюты в новых партиях и в новых для меня театрах и залах.
Главным событием и сильнейшим впечатлением уходящего года стала встреча и дебют в нескольких операх с Валерием Абисаловичем Гергиевым: в конце июля это был дебют в партии Баяна в спектакле «Руслан и Людмила» на Исторической сцене Большого театра, на днях состоялась премьера «Сорочинской ярмарки» Модеста Мусоргского на Новой сцене Большого театра. За годы моей оперной карьеры мне довелось поработать со многими очень известными русскими и европейскими дирижерами, но когда Валерий Абисалович Гергиев встает за пульт, начинается какая-то абсолютная музыкальная магия и люди начинают играть и петь так, как они никогда бы этого не сделали ни с одним другим дирижером.
Надеюсь, что в ближайшие месяцы у меня состоится еще несколько запланированных очень знаковых театральных дебютов и выступлений. Помимо театральной деятельности с каждым годом ощущаю все большую тягу к камерной музыке и концертной деятельности. Осенью в Московской консерватории с большим успехом прошел первый концерт нашего проекта с русскими городскими романсами XIX-XX века под аккомпанемент семиструнной гитары и мандолины, активно продолжаем развивать и его.
Этой же осенью я наконец осуществил свою давнюю мечту - вместе с моим концертмейстером исполнили одну из вершин русской камерной музыки XX века, вокальную поэму Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь», написанную когда-то специально для тенора. Очень хочу и надеюсь в ближайшие месяцы сделать камерную программу из романсов П. Чайковского и С. Рахманинова, надеюсь, что будет хватать сил, запала и времени! Какие-то музыкальные планы и яркие события планирую и в конце этого сезона, и в следующем, но анонсировать пока не могу. В Большом театре декабрь и январь будут традиционно самыми загруженными месяцами, так что буду рад видеть в зале на новогодних спектаклях, на Камерной сцене это замечательная опера «Черевички» П. Чайковского, где исполняю партию кузнеца Вакулы, а на Новой сцене Большого театра - это чудеснейший спектакль «История Кая и Герды», в котором исполняю Кая и уже который год пытаюсь сложить из льдинок слово «вечность», но никак не получается)))
Фото: пресс-служба Фонда Оксаны Фёдоровой