Музей-заповедник «Царицыно» открывает «Основные элементы»

Аватар пользователя Анна

Музей-заповедник «Царицыно» открывает выставку «Основные элементы» 12+, посвященнуюуникальной 20-летней эпохе в истории советского авторского декоративного искусства и его роли в художественном процессе.

«Наш музей обладает редчайшей коллекцией авторского декоративного искусства 1960–1980-х годов,наследованной намиу Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. —В новой музейной экспозициимы показываем около 400 произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля — работыталантливыххудожников, принадлежавших московской и ленинградской школам, работавших в центральной России, Прибалтике, Белоруссии, Украине, Армении, Грузии и Казахстане».


Феликс Кузнецов (род. 1940). Композиция «Черный тетраэдр». Россия, Москва.1990.Сталь, эмаль

Советское декоративное искусство в послевоенные годы находилосьна особом положении. Художники-прикладники не испытывали идеологического давленияи пользовались многими благами, которые предлагало государство с бесплатными мастерскими, производством и государственными заказами. В те же годы декоративное искусство впервые прямо заявило о своей автономии и равнозначности живописи, графике и скульптуре. Художники-прикладники доказывали свое право на самовыражение и эксперименты, об успехе которых свидетельствуют призы на международных выставках художественной керамики в Валлорисе(Франция) и в Фаэнце (Италия), текстильного искусства в Лозанне (Швейцария) и Лодзи (Польша), авторского ювелирного искусствав Яблонце-над-Нисой (Чехословакия).


Владимир Яснецов (1926–2005).Блюдо «Калиновый вечер». Дулевский фарфоровый заводСССР, РСФСР, Московская обл., Ликино-Дулево. 1989.Фарфор, роспись надглазурная, позолота, люстр

«”… На кухне вымыты тарелки.Никто не помнит ничего” —стихотворение Бориса Пастернака,которое я обожаю, написано совсем по другому поводу,но применимо ик нашей сегодняшней жизни, — объясняет куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Ольга Докучаева. —За прошедшие с момента коллапса СССР тридцать лет многое растворилось, и пришло время заново обо всем рассказывать. Выставка не подразумевает системного анализа огромного пласта истории искусства. Это авторский и очень личный проект, главную задачукоторого я видела в том, чтобы показатьхудожественный предмет и помочь начать с ним коммуницировать».


Виктор Шевченко (1935–2011). Композиция«Приземление». Завод «Красный май», СССР, РСФСР, Калининская обл., Вышний Волочек. 1980. Стекло цветное, стекло сульфидно-цинковое, техника гутная

Выставка занимает десять залов,девять из которых посвящены «вечным темам», образам и средствам выразительности, которыми пользуются художники. Это и есть «основные элементы». В залах выставки собраны работы, посвященные природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике.В зале «Земля» много керамики, выполненной из шамотной массы, популярной среди керамистов второй половины XX века.Материал этот требовал особых условий для обжига — около 1300 градусов по Цельсию! — чтостало возможным благодаря открытому для художников доступу к новейшему оборудованию. В зале«Огонь» акцент сделан на работах художников-стекольщиков.К эталонным образцам принадлежат композиции Виктора Шевченко «Метаморфозы» и «Слово о полку Игореве» — яркий пример перехода на язык метафор, очень распространенный в декоративном искусстве вьлолй половины XXвека. Залы «Воздух» и «Вода» наполнены гобеленами, композициями из стекла и керамикой.В разделе«Движение» много произведений, посвященных спорту — например, гобелен «Велотур» Маллы Томберг и хрустальные призы «Штангистам» Адольфа Курилова. Зал «Живая материя»отданработам с анималистическими и ботаническими мотивами, а раздел «Свет и цвет» — абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.


Ольга Безпалкив (род. 1946). Блюдо декоративное «Зной». СССР, Украинская ССР, Львов. 1977.Шамот, соли, глазури

«На выставке не будет клишированных представлений о полузабытой, хотя еще и совсем недавней эпохе, — добавляет Ольга Докучаева. — Не будет заезженных штампов о идеологизированности, плакатности,пресловутой ангажированности искусства советской эпохи, «лобовой» привязки к советским реалиям. Вместо них —рассказ о том, каким было авторское декоративное искусство второй половины XX века, почему именно тогда оно переживало небывалый подъем и какие великолепные и совершенные произведения были тогда созданы».

Во время работы выставки в экспозиции будут работать арт-медиаторов, которые станут своеобразными проводниками для посетителей выставки. Их задача будет состоять в том, что найти личный фокус восприятия отдельных произведений и всей экспозиции в целом. А связь с ушедшей эпохой помогут восстановить люди старшего поколения — наши «серебряные волонтеры», для которых предусмотрена специальная творческая программа.
Выставка «Основные элементы» открыта с 28 июня 2022-го по 12 марта 2024 года в Хлебном доме.

Валерий Малолетков (род.1945). Декоративная композиция «Камчатка». СССР, РСФСР, Москва. 1981.Шамот, глазурь

Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, возведенный архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для Екатерины II. Это единственная в мире императорская резиденция, построенная в неоготическом стиле. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занимает третье место в рейтинге музеев Москвы на TripAdvisor и входит в ТОП-10 посещаемости российских музеев The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной. Ежегодно парк посещают около 6 миллионов человек.

12+

 

Заглавная фотография - Марина Лисицина (род. 1947). Объект «Графический калейдоскоп». Лыткаринский завод оптического стекла. Россия, Московская обл., Лыткарино. 1994. Стекло оптическое цветное, стекло оптическое, гравировка

Раздел: