Другое дерево в Царицыно

Аватар пользователя Анна
Тиина Райякаллио (Лаппеенранта, Финляндия). Кулон «Бабочка», 2020. Фанера, краска, алюминий

В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Другое дерево», представляющая авторское ювелирное искусство, скульптуру и арт-объекты из дерева. «Другое дерево»— часть международного проекта GOODWOOD.

«Дерево может быть "другим", разным, неожиданным, очень выразительным материалом, —рассказывает Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».—Разнообразие экспонатов выставки "Другое дерево" может удивить даже специалистов. В Малом дворце мы покажем 188 работ 57 современных художников из 11 стран: авторские украшения и мелкую пластику, ксилографию и скульптуру из распространенных и экзотических пород дерева».

Дерево в экспозиции будет представлено во все своей выразительности: от жесткого конструктивизма в скульптурах Виктора Вотского до обаяния обычной коряги в подвесе «Большая рыба» Алексея Крюкова, от черно-белой графики эбена с полированным металлом в работах Светланы Крундышевой до ярких цветных всплесков в брошах Mi-Mi Moscow и скульптурах Насти Фомичевой. В экспозиции будут можно будет увидеть скульптуры из дерева и ксилографию известных петербургских художников Виктора Грачева и Виктора Вотского. Голландский художник Лукас Аронс покажет на выставке скульптуру «Over… time»: рядом с пнем, на срезе которого можно посчитать годовые кольца, будет нарастать, а в конце дня таять лед, символизируя цикличность процессов в живой природе.


Дарья Свирел (Рига, Латвия). Композиция из двух брошей «Посвящение». 2020. Эбеновое дерево, металл

Материалом, вдохновляющим художников, стали как привычные породы дерева (клен, береза, сосна), так и экзотические (амарант, венге, зебрано), а также шпон, фанера, спички, уголь, коряги и даже опавшие сухие листья. К примеру, в создании коллекции брошей «Список черных кораблей» латвийский дизайнер Анна Фаныгина использовала обрезки и щепки вяза, вишни и скального дуба, собранные на судостроительной верфи в Венеции, где смолят и реставрируют старинные гондолы.

Почему — дерево? На этот вопрос отвечает основатель проекта GOODWOOD, художник-ювелир Олег Тихомиров: «Дерево легко в обработке, обладает прекрасными конструктивными качествами, красивыми цветом и фактурой. В любой этнографической коллекции всегда найдутся деревянные артефакты. Но дерево не осталось чисто ремесленным материалом. Оно нашло применение в авторских ювелирных украшениях, где, соседствуя с металлом и камнями, утвердилось на самом острие современного дизайна. Дерево используется в современной скульптуре, где пластические поиски продолжают традиции русского авангарда. В европейской скульптуре дерево эффектно контрастирует с камнем, заплетается в сложные фактуры, создает неожиданные комбинации».


Екатерина Корж (Москва). Кольцо «Где мой дом?». 2018. Кусок корня неизвестного дерева, фарфор, медь, латунь, патина, смола

Работа с нетрадиционными и недрагоценными материалами освобождает художников от гнета «драгоценности» и дает возможность в полной мере проявить фантазию, считает куратор выставки «Другое дерево» Анна Терещенкова: «Дерево никак не назовешь новым материалом, но несмотря на это его до сих пор воспринимают как непривычный, неподходящий для ювелирное искусства. Наш проект — это доказательство тому, что благодаря своей пластичной природе дерево вступает в соавторство с художниками и помогает найти новые формы и содержание».

Музей-заповедник «Царицыно» обладает большой коллекцией ювелирных изделий, которая начала формироваться в 1980-е годы, сразу после образования музея декоративно-прикладного искусства народов СССР — так первоначально назывался музей. В коллекции нашли свое место как художественное наследие (например, изделия знаменитых ювелирных фирм, в том числе Фаберже), так и традиционные украшения народов Кавказа и Средней Азии и произведения мастеров народных промыслов. Особое место в собрании заняла авторская «ювелирка» концептуального направления. Художники из России, Прибалтики, Армении часто использовали недрагоценные металлы в сочетание с пластиком, эмалями, деревом для создания мини-объектов. Сегодня это наиболее актуальный раздел ювелирной царицынской коллекции. Имена художников, чьи работы находятся в собрании музея, известны далеко за пределами России — например, Ольги и Феликса Кузнецовых, работающих в технике эмалирования, или Геннадия Ленцова, чьи авангардные арт-объекты хранятся не только в «Царицыне», но и в Оружейной палате Московского Кремля. Владимир Наумов, с середины 1980-х годов побеждавший в конкурсах ювелирного искусства и художественной эмали в Польше, США, Италии, Франции, Испании, участвует и в выставке «Другое дерево», связывая несколько поколений ювелиров и эмальеров.


Ксения Шинковская (Даугавпилс, Латвия). Серия миниатюрных скульптур «Пилигримы». 2021. Войлок, дрейфующее дерево

Куратор проекта — Анна Терещенкова
Дизайнер — Эрик Белоусов

Художники GOODWOOD
Лукас Аронс, Швеция
БилянаКлекачкоска, Идар-Оберштайн Германия
Анита Черпеллони, Венеция, Италия
ГунтисЛаудерс, Рига,Латвия
Mi-Mi Moscow (Мила Кальницкая и Михаила Масленников), Москва, Россия
ТиинаРайякаллио, Лаппеенранта, Финляндия
Дарья Свирел, Рига, Латвия
ВендулаФабианова, Германия
Мария Агуреева, Москва, Россия
Рустам Адюков, Новгородская обл., Россия
Марина Анохина, Москва, Россия
Анна Арюткина, Санкт-Петербург, Россия
Цагана Бадаева, Санкт-Петербург, Россия
Мелитина Балабин, Лаппеенранта, Финляндия
Николай Балабин, Лаппеенранта, Финляндия
Боремир Бахарев, Санкт-Петербург, Россия
Елена Белик, Санкт-Петербург, Россия
Ольга Боброва, Москва, Россия
Татьяна Борисова, Санкт-Петербург, Россия
Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, Санкт-Петербург, Россия
Роман Волков, Тула, Россия
Виктор Вотский, Санкт-Петербург, Россия
Виктор Грачев, Санкт-Петербург, Россия
Евгения Добровольна, Брно, Чехия
Владимир Дубровский, Санкт-Петербург, Россия
Ольга Калитенко, Санкт-Петербург, Россия
Борис и Юлия Колесниковы, Ярославль, Россия
Екатерина Корж, Москва, Россия
Татьяна Корнева, Санкт-Петербург, Россия
Светлана Крундышева, Москва, Россия
Алексей Крюков, Нижний Новгород, Россия
Ирина Латкина, Санкт-Петербург, Россия
Виктория Лебедева, Санкт-Петербург, Россия
Алиса Лециус, Санкт-Петербург, Россия
Дарья Луцкевич, Минск, Беларусь
Мария Мамкаева, Брюссель, Бельгия
Александр Михальянц, Симферополь, Россия
Владимир Наумов, Санкт-Петербург, Россия
Оксана Наумова, Санкт-Петербург, Россия
Елена Новикова, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Номар, Хабаровск, Россия
Наталия и Алексей Петровы, Москва, Россия
Никита Ротанов, Санкт-Петербург, Россия
Анна Середова, Санкт-Петербург, Россия
Наталья и Татьяна Тарасовы, Санкт-Петербург, Россия
Анна Терещенкова, Санкт-Петербург, Россия
Олег Тихомиров, Санкт-Петербург, Россия
Демид Трефилов, Санкт-Петербург, Россия
Виктор Удоденко, Кострома, Россия
Анна Фаныгина, Рига, Латвия
Настя Фомичева, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Хазырбекова, Тель-Авив, Израиль
Анна Червонная, Санкт-Петербург, Россия
Андрей Чечев, Рязань, Россия
Андрей Чирьев, Ярославль, Россия
Александр Шарифуллин, Кострома, Россия
Ксения Шинковская, Даугавпилс, Латвия

Раздел: