Перформанс в Парке Царицыно: паблик-арт проект “Притяжение” расскажет о разобщенности людей эпохи COVID

Аватар пользователя Михаил Брацило
Царицыно

11 сентября в Парке Царицыно состоялось открытие необычного арт-объекта. Насыпная дамба Царицынской плотины стала площадкой для масштабного проекта паблик-арт художника Марины Звягинцевой. «Притяжение» — проект из цикла работ Марины Звягинцевой, посвященных «запертым» чувствам и вопросам взаимоотношений между людьми. Особенно актуальными эти проблемы стали весной 2020 года, когда весь мир оказался на карантине, проекты были поставлены на паузу, а люди — отдалены друг от друга. Эмоции людей, оказавшихся «взаперти», их взаимоотношения и барьеры между ними обрели новое звучание в паблик-арте — искусстве в общественном пространстве.

Два трехметровых стула, установленные друг напротив друга, приглашают присесть на них мать и дочь, мужчину и женщину, старика и сына, брата и сестру, двух друзей — любого, кто нуждается в живом слове и взгляде. Стулья стоят не рядом. Их разделяют 20 метров — метафора вынужденной разобщенности пандемии-2020, необходимости соблюдать дистанцию. Но сила притяжения и потребности друг в друге настолько высока, что расстояние преодолевается. По кусочкам пазлов выстраивается “мост”, восстанавливается утерянная связь.

“Парк Царицыно — это продолжение музея. Мы с удовольствием работаем с пространством парка по законам музейного жанра, интегрируя разные формы искусства — визуального, перформативного — в природную среду. Воспользуйтесь новыми возможностями встречи и знакомства с искусством, вы можете превратить прогулку по нашему заповеднику в новый яркий эмоциональный опыт”, — говорит пресс-служба парка.

11 сентября состоялся перформанс “Притяжение”, он стал официальным открытием одноименного паблик-арт проекта. Идею запертых чувств и препятствий на пути отношений молодые актеры раскрыли пластическим языком.

Участники перформанса — актеры Анастасия Масленникова и Иван Горячев, арт-инсталляция на насыпной дамбе, сама локация и, конечно, зрители. Цель драматической сцены — не развлечь, а навести на размышления: о важности живых человеческих отношений и сложностей, которые нужно и можно преодолевать.

“Два актера пластическим языком с помощью движения будут показывать, как сложно строить отношения друг с другом, — говорит художник Марина Звягинцева. — Рано или поздно они найдут друг друга и встретятся. Мы используем в перформансе ткань, как символ преграды, и гигантские стулья — мир, в котором живет каждый. Мне, как художнику паблик-арта, всегда было важно привлекать внимание к спальным районам, мне были важны изменения на окраинах. И вдруг весь мир превратился в спальный район — все сидят по домам. Мне пришлось переосмыслить задачи паблик-арта — ведь искусство на улице сейчас не столько меняет город, сколько должно менять чувства людей, которые в нем живут. И тот момент, когда мы все оказались заперты — способствовал новому этапу в моем творчестве, появлению проекта “Запертые чувства”. Мне стало понятно, как важна сама возможность делиться своими чувствами, если ты делишься ими с живыми людьми — у тебя есть выход. Мне кажется важным, чтобы паблик-арт об этом сейчас говорил”.

Творческую идею “Притяжения” помогает раскрыть биотипия, авторский метод художника. Выбор цвета, в который окрашены пазлы и пространство под стульями, также символичен. Красный и синий — контрасты энергий и стихий — притягиваются, смешиваются, обогащаются. Притяжение сильнее препятствий, и обмен энергиями происходит, несмотря ни на что. 20-ти метровая инсталляция на насыпной дамбе плотины подчеркивает художественную концепцию преодоления и притяжения. Поток эмоций между людьми сильнее потока жизненных обстоятельств — воды, которая течет перпендикулярно арт-инсталляции.

«Притяжение»  —  это второй совместный site specific проект современного художника Марины Звягинцевой с Музеем-заповедником “Царицыно”. В 2019 году на Верхнем Царицынском пруду в рамках социально-художественного проекта "Другая атмосфера" четыре месяца дрейфовал двухметровый плот авторства Марины Звягинцевой. Паблик-арт инсталляция «Выход» была создана художником к открытию фестиваля «Дачное Царицыно». «Выход» иллюстрирует поиск выхода из сложной ситуации. Чтобы его найти, надо приподняться над суетой как над водной гладью. Но если «Выход» — история про одиночество, то «Притяжение» — про ценность отношений между людьми, вынужденными соблюдать дистанцию в период пандемии.

Арт-проект Марины Звягинцевой «Выход» в рамках фестиваля «Дачное Царицыне» в 2019 году. «Выход» - это деревянный плот, на котором закреплена открытая дверь и на противоположном краю стоит обычный деревянный стул. Плот стоит посреди городского пруда и закреплен на одном якоре. При ветреной погоде, благодаря парусности двери, плот дрейфует вокруг своей оси на 360°.

Марина Звягинцева – один из основоположников паблик-арта в России и признанный мастер site-specific искусства. «Визитная карточка» Марины – перформативная техника биотипии, которую художница использует в медиа-арте, 3D-объектах и инсталляциях. С весны 2020 года Марина создает цикл работ, посвященный запертым чувствам и социальным вопросам взаимоотношений между людьми.

На протяжении последнего десятилетия Марина Звягинцева, как идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район», развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум городских окраин. Масштабные арт-объекты Марины можно встретить во дворах «Высшей школы экономики» в Хитровском переулке, в ЦТИ «Фабрика», в Морозовской детской больнице, Политехническом музее, Центре дизайна ARTPLAY, в инновационном центре «Сколково», а также на фасадах публичной библиотеки в Норильске, Тульского историко-архитектурного музея и школы «Класс-центр» в Москве.

Фото: пресс-служба

Раздел: