"Речь как меч" училки Татьяны Гартман

Аватар пользователя Михаил Брацило
Татьяна Гартман

Книга "Речь как меч" популярной Youtube-«училки» Татьяны Гартман, вышедшая в издательстве БОМБОРА, в которой она разбирает самые популярные речевые ошибки. Автор учит правильно расставлять ударения, объясняет различия между «Отзывом» и «отзЫвом» и помогает выкидывать лишние буквы из слов «кардинально», «инцидент» и «дерматин». На Московской Международной Книжной выставке-ярмарке Татьяны презентовала свою книгу "Речь как меч" и дала эксклюзивное интервью Москультуре

- Что побудило вас написать книгу о правилах русского языка?

- Сначала у меня появился блог. Я всю жизнь была граммарнаци, мне всегда доставляло очень много неприятностей, когда я слышала неграмотную речь. Мне это очень "резало" уши, было как-то неприятно, больно это слушать, было обидно за русский язык и я, сначала, боролась с безграмотностью в школе, в классе, в студии, где я преподаю, со своими родными, близкими, знакомыми, друзьями. Но потом борьба вышла за рамки моей личной и рабочей жизни и появился блог. А потом пошли комментарии подписчиков: "А как вот так будет, а как вот здесь будет?" А я это уже говорила в предыдущем блоге. Мой блог, это такой короткий формат. В нём я успеваю рассказать, как неправильно, а как правильно. А меня люди ещё спрашивают: "А почему?" И мне тоже хочется рассказать, но это уже долго, это уже какая-то история, этимология, это нужно глубоко копать. И, собственно, люди спрашивают, они хотят это знать. Поэтому пришла в голову идея ещё и книгу написать. И издательство БОМБОРА сразу ухватилось за эту идею и пошли навстречу.

- Это развитие вашего Youtube-канала "Училка vs ТВ?

- Да, это развитие Youtube-канала, потому что этот формат оказался недостаточным. Во-первых, для того, чтобы донести всё, что я хочу и могу сказать людям, а во-вторых то, что они хотят знать и что они хотят получить от меня. Я не люблю хвалиться, но на самом деле я действительно могу просто объяснять сложные вещи. Я могу это делать. И людям этого не хватает. Да, в принципе, они могут погуглить и узнать любое правило в интернете. Но я могу это объяснить во-первых - проще, во-вторых - красивее, эффектнее. И поэтому эта книга отличный формат, отличная площадка для того, чтобы действительно просто, легко и интересно рассказать о русском языке.

Многие педагоги говорят, что научить чему-то людей невозможно. Люди только сами могут научиться. А вот чтобы начиться самим, они должны захотеть научиться. А чтобы они захотели научиться, нужно их заинтересовать. И моя задача, это заинтересовать. То есть подвигнуть ребёнка или взрослого на то, чтобы ему стало интересно самому залезть в интернет, чтобы посмотреть, меня послушать, ещё что-то "раскопать", удивить меня. Я своим одиннадцатиклассникам говорю: "Ребята, удивите меня, расскажите какой-то факт о русском языке какой-то факт о русском языке, который я не знаю. Удивите, сшибите меня с ног в конце концов". Они стараются, они копают, они роют землю, они притаскивают что-то. Я даже иногда лукавлю, я иногда говорю: "Ой, да, вот этого я не знала", - хотя чаще всего, конечно, знала. Но бывает удивляют. Бывает, что действительно докапываются до того, что я раньше не знала.

02.

- Русский язык развивается, появляется много новых слов, неологизмов. К нам приходят новые слова с Запада. Вы считаете, что это нормально или нам надо употреблять больше русских слов?

- Я считаю, что это нормально, потому что, на самом деле, если любой язык развивается, это уже хорошо: он не стоит на месте, он идёт в ногу со временем. И если взять начало XIX века, там то же самое было. Там было засилие французских слов, и, тем не менее, русский язык отбросил всё ненужное, вобрал всё подходящее. Были в то время люди, которые говорили: "Давайте вместо "галстука" говорить "ошейник". Предлагали какие-то нелепые аналоги. И, тем не менее, время всё рассудит. Приживутся какие-то слова, останутся в русском языке через 10-20 лет - прекрасно, мы их будем использовать. Не приживутся, ну значит туда им и дорога.

03.

- Кому вы можете посоветовать купить эту книгу?

- Десяти-одиннадцатиклассникам. Это хорошая подготовка к ЕГЭ. Те трудные случаи русского языка, которые там рассматриваются, они во многом входят в ЕГЭ. То есть они они входят в эти тесты частично. Не всё конечно, но ЕГЭ же меняется. В прошлом году частично вошло одно, в этом году частично войдёт другое. Составители ЕГЭ любят такие сложные заковыристые вопросы. А ответы на эти вопросы есть в этой книге.

Журналистам, потому что у меня, прежде всего, рассматривается устная речь, наиболее частые ошибки в устной речи.

А также советую людям, котрые любят русский язык и хотят говорить грамотно.

- Что вы хотите пожелать своим читателям?

- Говорите грамотно. Любите русский язык!

03.

Иван Ургант, Владимир Познер и Юрий Дудь тоже иногда ошибаются: перепутанные ударения, подмена близких по звучанию слов,
неправильное употребление числительных... К счастью, на Youtube появился популярный канал «училки» Татьяны Гартман, которая борется за чистоту русского языка на ТВ и в сети. Она отчитывает артистов, политиков, теле- и радиоведущих как нерадивых двоечников у доски, и ее не смущает ни их популярность, ни статусность: говорить грамотно должны все, кто появляется на экране! Теперь она решила собрать — и исправить! — самые распространенные речевые ошибки и написала книгу «Речь как меч».

04.

Татьяна рассматривает заимствованные слова и церковные термины, склонения существительных и формы глаголов. Для сложных случаев она находит простые правила, а в конце главы собирает их с один словарь. Отдельная часть книги посвящена ударениям. ТортЫ и тОрты, звонИт и звОнит, новорождЁнный и новорОжденный — чтобы запомнить правильные ударения, Татьяна приводит короткие запоминающиеся стихи, а иногда — узнаваемые отрывки популярных песен. Правда, песни не всегда помогают. «Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет. Скажи мне: да или нет, и дай мне свой ответ». Артисты тоже люди, и тоже делают ошибки. В этих строках песни «Студент» вокалист группы «Руки вверх!» ставит неправильное ударение в слове «звонишь». Но такие броские ошибки тоже помогают запоминать правила. А вот другой пример, уже из классики.
Это «Узник» Пушкина.

«Сижу за решеткой в темнице сырой.
ВскормлЁнный в неволе орел молодой...»

Но современные словари предписывают в слове «вскОрмленный» другое ударение. Так что же, и Пушкин ошибался? Но Татьяна поясняет: во времена, когда жил великий поэт, норма была другой. Ударение падало на второй слог, а «е» менялась на «ё». Сейчас этот вариант считается устаревшим.

Если вы давно хотели устроить себе ликбез по русскому языку, или завести под рукой полезный справочник, который исправит вашу речь раньше, чем этим займутся друзья и знакомые, эта книга для вас. Она не только полезная, но и легкая в чтении, и отличается от скучного учебника так же сильно, как солитер — от солитЁра.

05.

Беседовал и фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: