Жостово. Вызывающе красиво

Аватар пользователя Анна

Так называется выставка, открывающаяся в музее-заповеднике Царицыно. Она приурочена к 200-летию одного из самых узнаваемых народных художественных промыслов России.

В экспозиции – более трёхсот предметов, от редких объектов кустарного производства XIX века до авторских изделий, созданных уже в XXI веке. На выставке впервые представлены архивные артефакты, экспериментальные образцы и объекты из коллекций, реализованных в сотрудничестве с современными дизайнерами.

-2

Юбилейная дата является условной, поскольку точное время зарождения лаковой росписи в деревне Жостово определить сложно. Первые мастерские по изготовлению подносов появились в России ещё в 1810-е годы, как, например, мастерская Беляевых в Жостове.

Поднос Московская губерния, Троицкая волость. XIX век<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Мытищинский историко-художественный музейПоднос Московская губерния, Троицкая волость. XIX век Металл, масло, лак, ковка, роспись. Мытищинский историко-художественный музей

Однако официальной точкой отсчёта истории промысла стал 1825 год, когда в селе Осташково Московского уезда Московской губернии открылось Заведение братьев Вишняковых - мастерская по производству предметов из папье-маше, а затем и металлических лаковых подносов. Они специализировались на изготовлении лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, шкатулок и прочих декоративных предметов. В отличие от своих предшественников, Вишняковым удалось не только наладить производство, но и сделать его процветающим, оставив свой след в истории. С тех пор Жостово претерпело значительную трансформацию, пройдя путь от кустарного промысла до статуса символа русской декоративной традиции, при этом сумев сохранить свою уникальную художественную школу и высокое качество исполнения росписи. Продукция Вишняковых в XIX веке считалась практически эталонной, получала награды на российских и международных выставках.

Чаепитие. Мастерская Вишняковых. Московская губерния, деревня Жостово. Конец XIX века<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиЧаепитие. Мастерская Вишняковых. Московская губерния, деревня Жостово. Конец XIX века Металл, масло, лак, ковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

К началу XX столетия на территории Московской губернии сформировался целый промышленный сектор, состоящий из почти десятка деревень, где в 29-и мастерских трудилось более 300 мастеров. Здесь прослеживались целые династии ремесленников, и каждое производство, имея свой узнаваемый стиль, занимало определенную нишу на рынке сбыта. Некоторые мастерские были узкоспециализированы: например, мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова в Жостове занималась исключительно переделкой подносов, а мастерская Сергея Кузьмича Кузьмина в деревне Новосильцево – их починкой.

Стоит отметить, что подписи художников на подносах встречались крайне редко.

Букет с птицами. Борис Васильевич Графов. 1993<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»Букет с птицами. Борис Васильевич Графов. 1993 Металл, масло, лак, ковка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

В конце XIX столетия промысел быстро и успешно развивался. Однако уже в начале XХ века наметился творческий кризис. Новосильцевская трудовая артель, при содействии Московского кустарного музея и Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, стала ключом к решению возникшей проблемы. Молодые, ещё не признанные художники, включая Б.Н. Ланге, П.П. Соколова-Скаля и Е.Г. Теляковского, создавали эскизы для ряда мастерских.

Букет в корзине. Константин Васильевич Грибков. 1920-е<br />
Металл, масло, лак, ковка, просечка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиБукет в корзине. Константин Васильевич Грибков. 1920-е Металл, масло, лак, ковка, просечка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

В 1920-е годы сюжеты росписи подносов нередко посвящены молодому государству рабочих и крестьян. Эскизы для них создают художники экспериментальных мастерских при Кустарном музее: Б.Н. Ланге, А.А. Вольтер, П. П. Соколов-Скаля, Е.Г Теляковский, П. П. Спасский.

-7

Наиболее яркими художественными экспериментами 1930-х годов в Жостове стали картины-подносы, разработанные по эскизам известного живописца Петра Петровича Кончаловского. Длительное партнерство Кончаловского с выдающимся жостовским художником Алексеем Ивановичем Лёзновым характеризовалось не только точным воспроизведением эскизов, но и активным творческим диалогом. Лёзнов не просто мастерски переносил эскизы Кончаловского на подносы, но часто перерабатывал их, дополняя собственными идеями, добавляя детали и нюансы.

Поднос. Антонина Васильевна Кулешова-Бабаева. 1959<br />
Металл, масло, лак, штамповка, роспись. Государственный музей-заповедник «Царицыно»Поднос. Антонина Васильевна Кулешова-Бабаева. 1959 Металл, масло, лак, штамповка, роспись. Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Процесс рождения подноса состоит из нескольких этапов. Первый этап - ковка или штамповка. Коваль выколачивает поднос, создавая форму, штампованные подносы делаются на специальном станке. После этого шпаклёвщик грунтует его (сейчас чаще всего наносит эмаль из пульверизатора). Затем мастер-живописец покрывает поднос росписью. Заключительный этап - лакировка и просушка.

Солнечный. Василий Васильевич Ризин. 1986<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Союз художников РоссииСолнечный. Василий Васильевич Ризин. 1986 Металл, масло, лак, ковка, роспись. Союз художников России

Расписывая ежедневно от пяти до десяти подносов, мастера достигли высокого уровня владения техникой, разработав такие приемы, как "скоропись". Начальный этап работы заключается в создании общего рисунка и композиции. Далее, с помощью прозрачных лессировочных красок, постепенно формируются тени и основные цветовые решения, слой за слоем. Затем плотные краски используются для проработки деталей и уточнения форм. Завершается роспись нанесением бликов и тонкой обводкой контуров растительных мотивов.

Восточный мотив. Наталья Евгеньевна Фролова. 2017<br />
Металл, масло, поталь, лак, ковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиВосточный мотив. Наталья Евгеньевна Фролова. 2017 Металл, масло, поталь, лак, ковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Мастер, держа поднос на коленях и вращая его, дорабатывает роспись, добавляя отдельные мазки и создавая круговые узоры из лепестков, листьев и колосков. Для работы применяется мягкая беличья кисть. Краски щедро смешиваются с льняным маслом, что обеспечивает плавность и упругость мазка. Художник мастерски "лепит" цветы, придавая им объем энергичными движениями кисти. Кажущаяся простота росписи скрывает за собой долгий и кропотливый процесс поиска идеального букета, цветовой палитры и узора.

Вечер. Наталья Евгеньевна Фролова. 2010<br />
Металл, масло, лак, ковка, коптёжка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиВечер. Наталья Евгеньевна Фролова. 2010 Металл, масло, лак, ковка, коптёжка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Самый распространённый вид жостовской росписи - это букет в центре подноса, обрамлённого по борту мелким золотистым узором. Встречаются также всевозможные гирлянды, венки, ветви, «букеты с угла»; нередки пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.

Летнее утро. Наталья Евгеньевна Фролова. 2015<br />
Металл, масло, металлические порошки, потали, лак, ковка, коптёжка, роспись<br />
Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиЛетнее утро. Наталья Евгеньевна Фролова. 2015 Металл, масло, металлические порошки, потали, лак, ковка, коптёжка, роспись Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Со второй половины ХХ века в промысле были заняты в основном только профессиональные художники. Именно поэтому жостовские подносы воспринимаются как произведения искусства. Если в 1950-е годы изделия отличались помпезностью и торжественностью, то в 1960-е стиль стал более сдержанным и лаконичным. Следующее десятилетие, 1970-е, ознаменовалось появлением ярких, многоцветных фонов и разнообразных техник декорирования, таких как копчение пламенем свечи и создание разводов. К 1980-м годам преобладает чёрный фон, на котором пышные цветочные композиции занимают всё пространство, включая бортики подносов.

Вальс в саду. Борис Васильевич Графов.1981<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»Вальс в саду. Борис Васильевич Графов.1981 Металл, масло, лак, ковка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

После преобразований 1990-х годов жостовская роспись обрела новые, полноценные жанры, включая архитектурные пейзажи и анималистику. Цветовая гамма букетов пополнилась сиренью, ландышами и даже орхидеями. Важную роль в гармоничном завершении композиции подноса играет художник-орнаментальщик. Его искусство заключается в создании узора, который не просто украшает, а становится неотъемлемой частью основной росписи, объединяя все элементы в единое целое.

Храм Рождества Христова в Осташкове. Михаил Викторович Лебедев. 2000<br />
Металл, масло, поталь, лак, штамповка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиХрам Рождества Христова в Осташкове. Михаил Викторович Лебедев. 2000 Металл, масло, поталь, лак, штамповка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Главное в любом деле – это люди, которые им занимаются. Слово "мастер" точно передает их суть: это и высокий профессионализм, и непрерывное обучение, и передача знаний. Жостовский промысел по праву гордится плеядой выдающихся мастеров. С момента основания артели в 1928 году, за художественную ценность изделий отвечал главный специалист, первым из которых был Андрей Павлович Гогин.

Именно к нему в 1942 году на учебу в артель пришла пятнадцатилетняя Нина Беляева, правнучка Тимофея Максимовича Беляева, который вместе с отцом и параллельно с братьями Вишняковыми открыл свои мастерские в Жостово. С этого момента начинается новый взлет мастерства династии Беляевых.

Поднос. Лариса Юрьевна Гончарова. 2006 Металл, роспись, лак. Собрание автораПоднос. Лариса Юрьевна Гончарова. 2006 Металл, роспись, лак. Собрание автора

Дело Н.Н. Беляевой (Гончаровой) продолжила ее дочь, заслуженный художник РФ Лариса Юрьевна Гончарова. Она является основателем известной школы (мастер-классов), которая пользуется большой известностью, как и у нас в стране, так и за рубежом. Опираясь на опыт полученный от матери и собственное академическое образование, Лариса Юрьевна не просто воспроизводит существующие работы, а развивает уникальную технику и композицию. Лариса Юрьевна Гончарова и её художественная мастерская династии Беляевых-Гончаровых развивают традицию росписи по дереву и папье-маше, в разные периоды времени существовавшую в жостовском промысле, а также экспериментируют с другими материалами, например с тканью.

Лариса Юрьевна Гончарова.Лариса Юрьевна Гончарова.

Кстати, первым делом, увидев Ларису Юрьевну, я обратила внимание на ее юбку. Это авторская работа - Лариса Юрьевна собственноручно расписала ее.

Лариса Юрьевна Гончарова. Юбка - жаккардовая ткань, роспись акрилом по ткани. Лариса Юрьевна Гончарова. Юбка - жаккардовая ткань, роспись акрилом по ткани.

С 2006 года Жостовская фабрика декоративной росписи - частное предприятие, входящее в Федеральный перечень предприятий народно-художественных промыслов при Министерстве торговли и промышленности России.

Изумруд. Из серии «Византия». Николай Николаевич Антипов. 2022<br />
Металл, масло, лак, ковка, авторская техника. Собрание автораИзумруд. Из серии «Византия». Николай Николаевич Антипов. 2022 Металл, масло, лак, ковка, авторская техника. Собрание автора

Предприятие специализируется на производстве штампованных и кованых подносов, работают лакокрасочный цех, цех декоративной росписи. Всего на предприятии заняты 45 художников, среди них 12 членов Союза художников России и два заслуженных художника. В росписи, как и прежде, используют масляные краски. Кованые подносы заказывают, как и встарь у ковалей-надомников - Геннадия Топтыгина, Михаила Большова и Юрия Малыгина, представителей ремесленных династий. В ассортименте есть и вазы, и декоративные столики, а также ёлочные шары, самовары, подстаканники.

Игрушки. Андрей Павлович Гогин . 1940-1960-е<br />
Металл, масло, лак, штамповка, роспись. Собрание А.Ю. ВычковаИгрушки. Андрей Павлович Гогин . 1940-1960-е Металл, масло, лак, штамповка, роспись. Собрание А.Ю. Вычкова

Вокруг головного предприятия - Жостовской фабрики декоративной росписи - работают отдельные мастера и мастерские. Представители старинных жостовских династий Александр Бычков и Борис Беляев основали в 2004 году мастерскую под брендом «Металлоподнос Жостово» со статусом предприятия народного художественного промысла. В мастерской разработали новую технологию окраски и лакировки, которая повышает эксплуатационные свойства изделий, а также внедрили новый тип предмета - металлический подстаканник с росписью.

Радость. Ольга Владимировна Кошкина 2022<br />
Металл, масло, паковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписиРадость. Ольга Владимировна Кошкина 2022 Металл, масло, паковка, роспись. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Молодые художники, работающие на предприятии, экспериментируют не только с цветом, но и со стилем. Результатом такого эксперимента стали подносы художника Дмитрия Юрьевича Ламонова.

Поднос из серии «Пиксельный букет». 2022<br />
Металл, масло, лак, штамповка, аэрография, каллиграфия. Собрание Жостовской фабрики<br />
декоративной росписиПоднос из серии «Пиксельный букет». 2022 Металл, масло, лак, штамповка, аэрография, каллиграфия. Собрание Жостовской фабрики декоративной росписи

Марина Петровна и Николай Николаевич Антиповы, потомки старинной жостовской династии Леонтьевых. В 1990-е годы, оставив фабрику, они начали свой путь поисков и экспериментов. Их подносы поражают красотой, буквально в каждой мелочи виден поиск вдохновения.

Июль. Николай Николаевич Антипов. 2005<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Мытищинская галерея искусствИюль. Николай Николаевич Антипов. 2005 Металл, масло, лак, ковка, роспись. Мытищинская галерея искусств

Заслуженный художник России Марина Ефимовна Домникова так говорит о своём деле: «Свободно владея техникой жостовской росписи, основываясь на лучших традициях этого уникального искусства, я ищу тонкие психологические ноты. Наношу самые нежные, самые яркие, самые светоносные краски на холодный поднос, чтобы согреть его».

Май 1945-го. Марина Ефимовна Домникова. 1986<br />
Металл, масло, лак, ковка, роспись. Союз художников РоссииМай 1945-го. Марина Ефимовна Домникова. 1986 Металл, масло, лак, ковка, роспись. Союз художников России

Раздел: 

Метки: