Автор отзыва:
«Семейное счастье», режиссёрский дебют Стаси Толстой, продемонстрированный на Московском международном кинофестивале, оказался настоящим откровением и вызвал большой резонанс среди зрителей и критиков. Этот фильм — первая экранизация одноимённого произведения Льва Толстого, которое ранее оставалось незамеченным режиссёрами, хотя советский кинематограф традиционно славится своими адаптациями русской классики.
Картина рассказывает историю необычной любви зрелого мужчины Сергею Михайловича (Евгений Цыганов) к юной воспитаннице Маше (Евгения Леонова). Цыганов убедительно передаёт внутреннюю борьбу героя между чувством долга и страстью, постепенно осознавая свою неспособность устоять против нахлынувших чувств. Его герой пытается забыть прошлое и обрести покой в тихой семейной жизни с Машей, но вновь сталкивается с искушениями прошлой разгульной юности.
Особое внимание заслуживает игра Евгении Леоновой, чей персонаж претерпевает глубокую эволюцию: от простодушной, романтичной девушки до осознанной светской дамы, испытывающей бурную ревность и неуверенность. Ее метания и эмоциональные переживания зритель воспринимает естественно и искренне.
Очень интересен Владислав Ценёв в роли Маркиза — соблазнителя, воплощающего темные стороны человеческой натуры. Бал, организованный Маркизом, становится символом разврата и власти зла над человеческими душами. Здесь ярко проявляются режиссерские замыслы Толстой, использующей выразительные образы и символику, заимствованные из булгаковского наследия, а именно из «Мастера и Маргариты»).
Владислав Ценёв
Однако картина оставляет пространство для критики. Элегантная эстетика, медленный темп повествования и тонкие психологические нюансы прекрасно сочетаются друг с другом, создавая атмосферу классического российского искусства. Но сцены, подчеркивающие тёмные стороны страсти героев, кажутся немного резкими и лишними, нарушая общую гармонию картины. Так, эпизод насилия над женой, после возвращения Сергея Михайловича с бала, выглядит излишне жестоким и неуместным, особенно учитывая общий сдержанный тон фильма.
Отдельно стоит отметить изящную игру Юлии Снигирь в образе таинственной Анны Аркадьевны, чья фраза на балу подчёркивает вечные темы ревности и неравенства возрастов в отношениях, делая сюжет универсальным вне зависимости от эпохи.
Важной особенностью фильма являются современные нотки, гармонично вплетённые в исторический антураж. Например, сцена примерки платья под музыку группы «Браво» неожиданно напоминает зрителю о современном восприятии женской красоты и моды, как бы передавая некую эстафетную палочку из прошлого в настоящее
Миша Гурай
Безусловно, одной из жемчужин ленты стала подводная сцена, где взаимное притяжение персонажей проявляется визуально идеально, выражая всю глубину эмоций героев. Как сказал Владислав Ценёв на обсуждении после показа фильма, она снималась целый съёмочный день. Но, поверьте, оно того стоило.
Таким образом, «Семейное счастье» демонстрирует выдающееся мастерство создателей, глубокий профессионализм актеров и верность духу классической литературы. Фильм, безусловно, принадлежит к тому ряду российского кинопроизводства, которое заслуживает внимания зрителя и критики.
Миша Гурай, Владислав Ценёв, Стася Толстая
Рекомендовано зрителям, ценящим глубокое понимание человеческих взаимоотношений, погружённым в изучение русского культурного контекста и жаждущим насладиться качественным российским кино.
На заглавном фото - режиссёр Стася Толстая
Фото: Михаил Брацило / Москультура